Хор зверей и птиц. Хор зверей и птиц Песня «Мы будем петь!»

Для развития навыков работы с текстом (особенно стихотворным) используйте составление партитуры. С одной стороны, учащиеся глубже погружаются в текст, более тщательно работают со словом, с другой - формируется навык декламирования.

Просмотр содержимого документа
«Партитура басни И.А. Крылова "Ворона и лисица"»

Партитура

И.А. Крылов

Ворона и лисица

I. Вечный порок

экспозиция

Уж сколько раз твердили миру, /

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, //

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ///

II. Счастье вороны

завязка

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; //

На ель Ворона взгромоздясь, /

Позавтракать уж было собралась, /

Да позадумалась, а сыр во рту держала. ///

III. Появление охотника

(опасный поворот)

развитие

действия

На ту беду Лиса близёхонько бежала, /

Вдруг сырный дух Лису остановил: //

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил. //

Плутовка к дереву на цыпочках подходит; //

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит. //

И говорит так сладко, чуть дыша: //

IV. Лесть Лисицы

кульминация

«Голубушка, / как хороша! //

Ну что за шейка, что за глазки! //

Рассказывать, / так право сказки! //

Какие пёрушки! какой носок! //

Спой, светик, / не стыдись!// Что, ежели, сестрица, /

При красоте такой и петь ты мастерица, //

Ведь ты б у нас была царь-птица!» ///

V. Головокружение от успеха

развязка

Вещуньина с похвал вскружилась голова, /

От радости в зобу дыханье спёрло, - //

И на приветливы Лисицыны слова /

Ворона каркнула во всё воронье горло: //

Сыр выпал – с ним была плутовка такова. ///

Метод – бытовой реализм

Стиль – низкий

Жанр – басня.

Самодержавно-крепостной строй и им порождённая психология чинопочитания.

    Тема: изображение лести, добивающейся своей цели.

Проблема: лесть как порок, позволяющий добиваться своих целей за счёт

Идея: ещё одна попытка обличения лести, с целью искоренения зла.

    Сверхзадача – вызвать у слушателей отвращение к лести и льстецам;

    неприятию, непротивлению злу.

Сквозное действие: убедить слушателей в порочности лести при помощи

примера, результата этой ситуации и своей отрицательной оценки

    Характеристика персонажей.

Ворона – наивная, глупая, бесхитростная, простодушная.

Лиса – хитрая, находчивая, предприимчивая, льстивая.

    Видение – лес, зима, тёмные тучи на небе, чёрная, общипанная ворона, которая зябнет, мёрзнет; а во рту кусок сыра; кругом снег, сугробы. Лисица рыжая, холёная, с пышным хвостом.

    Подтекст – лесть может быть понятна, но необходимо уметь ей противостоять и отличать лесть от искренних слов; осуждение лести0 если от неё страдает другой.

Своё отношение – чувство жалости к жертве лести.

Олеся Емельянова

Квартет

(текст и ноты комической мини-оперы
по мотивам басни Ивана Андреевича Крылова)

Продолжительность спектакля: 15-20 минут; количество актеров: от 5 до 15.

На первом плане слева дерево, справа куст, посередине пенек-сцена. На втором плане поле и лес вдалеке. Сумерки. На пенек садится Соловей. Во время его песни на поляну выходят послушать звери и птицы с ними Мартышка, Козе, Медведь и Осел, но вместе с хором они не поют, только слушают.

Первая песня Соловья

Хор зверей и птиц

Вторая песня Соловья

Хор зверей и птиц

Соловей:

Соловей раскланивается и улетает со сцены. Звери и птицы расходятся. На поляне остаются только Мартышка, Козел, Медведь и Осел.

Беседа

Песня «Скучно в мире сложном»

Песня «Мы будем петь!»

«Приходите звери! Прилетайте птицы!»

Мартышка раздает участникам квартета музыкальные инструменты. И они рассаживаются на сцене.

Выступление квартета

Выступление квартета

Мартышка, Осел, Козел и Медведь

Прилетает Соловей и важно прохаживается перед квартетом.

Песня Соловья

Соловей улетает. Осел, Козел, Мартышка и Медведь растерянно переглядываются. По сцене мимо них марширует Хор зверей и птиц.

Хор зверей и птиц


Тема. Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения 6-классников, углублять знания по теории выразительного чтения; развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»; иллюстрации к басне; «Свинья под Дубом»: видеоклип к уроку литературы.
Тип урока: урок развития речи; вид урока – урок выразительного чтения.

ХОД УРОКА

І. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

  1. Методический комментарий. Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом» – это произведение, которое, возможно, в большей степени, чем другие, позволит учащимся всесторонне раскрыть грани своего исполнительского мастерства. А поскольку речевая партитура этой басни включает в себя уже более сложные элементы, то обязательным условием на уроке выразительного чтения становится углубление знаний 6-классников по теории выразительного чтения.
    В 5 классе ученики получили общее представление о понятиях «пауза» и «ударение» и выработали первичные навыки составления речевых партитур (См.: «Интегрированный курс. Литература (русская и мировая): Книга для учителя. 5 класс / Сост. С.Е. Евтушенко, Т.И. Корвель, А.С. Оникиенко, Н.Н. Покатова, Л.М. Сипко. – К.: Грамота, 2013 (С. 94-95).
    В 6 классе ученики должны узнать, что паузы бывают логическими и психологическими. Логическая пауза, обозначающаяся в речевой партитуре вертикальной черточкой, может быть короткой (|) и длинной (||). Ее длительность зависит от логики членения текста. Например, на месте запятой пауза, как правило, короткая, а вот тире и точка требуют более продолжительной остановки чтеца во время исполнения вслух произведения.
    Но есть и более сложный вид паузы – психологическая . (В речевой партитуре психологическую паузу, как правило, обозначают \/). Она встречается значительно реже, в исключительных случаях: например, когда надо сосредоточить внимание на следующем слове, имитировать припоминание или поиск нужного слова, подчеркнуть эмоциональное напряжение, испуг, неожиданность, недоговоренность, сознательное умолчание, внезапную остановку в речи и т.п. Такая пауза может быть в любом месте: и между фразами, и в середине такта, и на месте разделительных знаков, и там, где их нет.
    Главное, что должны запомнить 6-классники (и записать в тетради), – это две основные функции психологической паузы:
    • сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать услышанное
      или
    • психологически подготовить слушателей к восприятию того, что прозвучит сейчас, как бы предупреждая их о важности следующей информации.
    Во время логической паузы чтец просто делает небольшую остановку в речи, расчленяя таким образом предложение на отдельные такты. Эта пауза получила название пассивной. А вот психологическая пауза – это не просто остановка, это – «молчание со смыслом». Такую паузу называют активной, эмоциональной, а поэтому чтец должен уметь ее «сыграть». Великий мастер сценического тренинга К.С. Станиславский говорил, что во время психологической паузы актер должен особенно глубоко ощущать то, о чем он говорит, он обязан проникнуть в мысли и чувства автора, постигнув идейный и эмоциональный смысл и конкретной произносимой фразы, и всего текста. Следовательно, ему необходимо не просто промолчать, а активно «прожить» эту остановку в речи. Ведь психологическая пауза тесно связана с подтекстом произведения – то есть его внутренней, не всегда лежащей на поверхности сутью.
    Логические паузы привычны для каждого говорящего и при верном понимании чтецом содержания произносимых им предложений достаточно легко воспроизводятся. Психологические же паузы требуют специальной подготовки. Вот почему перед чтением перед слушателями любого текста исполнитель должен, прежде всего, внимательно поработать над его общим, глубинным смыслом. Можно сказать так: чтец сначала должен уяснить, ЧТО он хочет донести до слушателей своим чтением, и только потом искать способы, КАК он это будет делать.
  2. Вступительное слово учителя: «Как правильно читать басню».
    Если говорить о выразительном чтении басен, то точнее будет сказать не «выразительное чтение», а «выразительное рассказывание». Как свидетельствуют современники великого русского баснописца И.А. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, что его чтение можно было принять за продолжение житейского разговора.
    То есть, в основе чтения басни лежит принцип живого и естественного повествования, которое включает в себя такое же живое и естественное воспроизведение реплик персонажей. При этом следует помнить, что живая речь изобилует оттенками, а потому чтецу надо передать не только основное содержание басни, но и все разнообразие ее логического и эмоционального наполнения.
    Авторский текст, который предшествует развитию событий, читается в повествовательно-информативной манере, подготавливая слушателей к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора надо произносить «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к негативным поступкам героев следует читать с иронией, как бы «присвоив» авторский текст, представить его как «свой» рассказ о реальных событиях и их участниках.
    Особого мастерства требует чтение реплик. Ведь каждое действующее лицо басни воплощает в себе определенный тип людей. Здесь уже понадобится развитое воображение чтеца об индивидуальных особенностях характера персонажа, манере его поведения, а также умение менять высоту голоса, его силу, темп. Но чтецу не стоит слишком увлекаться «перевоплощением» в героев басни – животных, ведь основное направление произведения – это раскрытие пороков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комизма.
    Мораль басни произносится медленнее, поучительно, в виде рассуждения. Это либо напоминание известной истины, либо совет мудрого человека, либо ироническая критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее надо обязательно сделать ощутимые паузы (чаще – психологические), чтобы привлечь внимание слушателей к тому выводу, который воплощен автором в мораль.
    Басни, в которых важное место занимает прямая речь персонажей, позволяют привлечь к чтению элемент инсценировки. В конце урока мы попробуем прочитать басню «Свинья под Дубом» в ролях. Но нельзя забывать, что совершенное выполнение всего произведения одним чтецом является, как правило, задачей более сложной. Поэтому на уроках выразительного чтения мы будем отдавать предпочтение монологическому чтению, ведь именно оно требует от учащихся более добросовестной работы и над качествами голоса, и над интонированием, и над эмоциональностью чтения.
  3. Прослушивание чтения басни «Свинья под Дубом» профессиональным чтецом.

  4. Идейно-тематический анализ басни. Расшифровка аллегории.
    В басне «Свинья под Дубом « Крылов через прием аллегории выставляет напоказ и высмеивает человеческую тупость и невежество, которые достойны всеобщего осуждения. Он обличает невежд, не способных на анализ причинно-следственной связи в жизненных событиях и явлениях, а главное – осмеивает их полное нежелание вообще эту связь искать. Для воплощения своего замысла баснописец очень удачно выбрал именно образ Свиньи. Прежде всего, отталкиваясь от фольклорного толкования образа Свиньи (пословицы, поговорки, сказки), мы можем утверждать, что свинья у нас часто ассоциируется с ленью, обжорством, невежеством. Крылов ярко подчеркнул и то, что свинья очень любит желуди, и то, что рыть рылом землю она может даже и без видимой причины – просто для удовольствия. А исходя из физиологических особенностей этого животного, мы знаем, что свинья действительно через особое строение тела не способна поднимать голову высоко вверх. Ворон в басне представляет обычного человека, который, скорее, не возмущается поведением Свиньи, а наивно ей удивляется. А старый Дуб, который с точки зрения Свиньи является просто не стоящим ее внимания растением, выступает воплощением вековой мудрости, житейской истины.
  5. Работа над речевой партитурой басни. Комментирование учителем логических, психологических пауз, фразовых и логических ударений (то есть слов, подчеркнутых одной и двумя линиями).

    Свинья под Дубом

    Свинья | под Дубом вековым |
    Наелась желудей досыта, | до отвала; |
    Наевшись, выспалась под ним; |
    Потом, глаза продравши, встала \/
    И рылом | подрывать у Дуба корни стала. ||
    ”Ведь это дереву вредит, – |
    Ей с Дубу Ворон говорит, – |
    Коль корни обнажишь, | оно засохнуть может”. \/
    ”Пусть сохнет, – | говорит Свинья, – |
    Ничуть меня то не тревожит; |
    В нем проку мало вижу я; |
    Хоть век его не будь, | ничуть не пожалею, |
    Лишь были б желуди: | ведь я от них жирею”. ||
    ”Неблагодарная! – | примолвил Дуб ей тут, – |
    Когда бы вверх | могла поднять ты рыло, |
    Тебе бы видно было, |
    Что эти желуди | на мне растут”. \/

    Невежда | также в ослепленье |
    Бранит науки | и ученье, |
    И все ученые труды, |
    Не чувствуя, | что он вкушает их плоды. ||

  6. Детальные советы по выразительному чтению басни.
    Итак, читаем басню таким образом. Экспозицию (первые 4 строки) произносим медленно, с повествовательной интонацией, но обязательно учитываем, что такой, казалось бы, непринужденный характер речи не должен быть лишен необходимой эмоциональности. Задача чтеца определяется двумя направлениями: словесно описать Свинью и в то же время тоном голоса подчеркнуть авторское отношение к ней. А оно четко формируется уже с первых строк произведения: это пренебрежение к тем, чей смысл жизни сводится к двум жизненным удовольствиям – поесть и поспать. Важную роль в формировании необходимых эмоций играет удачно подобранная автором экспрессивная лексика: наелась «до отвала», а глаза не открыла, а «продрала».
    В конце четвертой строки уместной будет психологическая пауза – она готовит нас к завязке, сосредоточенной в пятой строке. Стараемся психологическую паузу не промолчать, а сыграть: еще до произнесения пятой строчки выражение лица чтеца должно подсказать слушателям, что он сейчас сообщит о каком-то отвратительном действии персонажа произведения.
    В озвучивании завязки пик эмоциональности выпадает на слово «рылом»: его произносим с ярко подчеркнутой брезгливостью. Перед прямой речью делаем чуть длиннее, чем обычно, остановку. Слова Ворона надо сказать не столько с наставлением, сколько с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи. Авторский текст («Ей с Дубу Ворон говорит») должен прозвучать несколько тише и с более низкой тембральной окраской голоса.
    Перед ответом Свиньи на замечания Ворона снова выдерживаем психологическую паузу: ведь в произведении назревает кульминация, и мы должны привлечь к ней слушателей. При чтении этой части басни исполнителю понадобится незаурядное мастерство, поскольку именно здесь раскрывается главная тема произведения: изображение глупости, несусветной тупости и невежества, которые к тому же сочетаются с наглой самоуверенностью. Слова «Пусть сохнет» надо произнести с непомерной, гипертрофированной самовлюбленностью, как говорят в народе – надув губы. Тише произносим авторскую ремарку («говорит Свинья»), а следующие четыре строки – как амбициозное поучение в «свинской житейской мудрости»: жить только ради собственного удовольствия. Логическое ударение делаем на слове «желудь», а слово «жирею» немного растягиваем («жи-ре-е-ю») и озвучиваем с максимальным наслаждением и откровенной хвастливостью.
    Слова Дуба содержат в себе развязку произведения. Их следует прочитать рассудительно, с оттенком поучения, но обязательно оставив тонкую нотку брезгливости, которая будет акцентирована на слове «рыло». При произнесении реплики Дуба чтец должен добавить к звуковому воплощению мысли произведения еще и выразительную мимику и жесты.
    Перед озвучиванием морали басни делаем психологическую паузу. Выражением лица готовим слушателей к произнесению высшей житейской мудрости. Сама мораль традиционно произносится серьезным тоном – как итог, общий вывод из описанной ситуации, который переносит осмысление сюжета с аллегорического в общечеловеческий или даже философский план.

    Примечание. Ученики должны знать, что исполнение художественного произведения допускает в себя элемент индивидуальной интерпретации. Поэтому в речевой партитуре разных чтецов могут быть определенные расхождения. Однако начинающие чтецы должны максимально следовать советам учителя.
    Предложенная здесь речевая партитура басни «Свинья под Дубом» является основой для работы с текстом басни. Варианты разметки отдельных тактов могут быть такими: «пусть сохнет», «ничуть меня то не тревожит», «ведь я от них \/ жирею», «что он вкушает | их плоды».

  7. Чтение басни учениками. (Сначала – индивидуальное, потом – в лицах).
    Перед уроком выразительного чтения ученики обязательно должны выполнить небольшую разминку речевого аппарата. Примерный список упражнений для разминки был приведен в упомянутом выше пособии (С. 101-102).

Конструкт урока литературного чтения

по производственной практике «Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

Подкорытовой Татьяны Сергеевны,

студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Дата: 30. 11. 2016

ОУ № 27

Класс 3"А"

Учитель: Буторина Олеся Ивановна

Методист : Соломина Елена Владимировна. Подпись:________________

УМК: « Школа России»

Тип урока : Урок – открытия новых знаний и способов действий.

Тема: И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица».

Цель: Формирование коммуникативных УУД в совместной познавательной деятельности по изучению басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Планируемый результат:

    Личностный – демонстрируют положительное самоопределение, проявляют интерес к уроку «Литературного чтения» и деятельности на нём.

    Метапредметный – демонстрируют регулятивные УУД: ставят цель, осуществляют волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку; познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлекают необходимую информацию, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, логические - анализируют, синтезируют; коммуникативные УУД: умеют с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Предметный – обучающиеся знакомы с произведением И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Задачи

    Воспитательная задача – воспитывать положительное самоопределение, интерес к уроку «Литературного чтения» и деятельности на нём.

    Развивающая задача – развивать регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция, контроль, коррекция, оценка; познавательные: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, логические - анализ, синтез; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Образовательная задача познакомить с произведением И.А.Крылова «Ворона и лисица».

    Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Принципы обучения и воспитания:

    Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);

    Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому);

    Принцип минимакса (каждому обучающемуся учитель на максимальном (творческом) уровне обеспечивает усвоение материала на уровне социально безопасного минимума);

    Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

    Принцип наглядности;

    Принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания (выполняют различные задания).

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

    словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

    По дидактическим целям:

    Методы приобретения новых знаний;

    Методы формирования умений и навыков, применений знаний.

    проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

    По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа, объяснение, художественное слово,наглядный: демонстрация, практический: упражнение.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)

    Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)

Методы воспитания:

    Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; поручение.

    диалог.

    Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха.

Оборудование:

    Индивидуальные – учебник, цветные карандаши,смайлы, басни, памятка критериев оценивания, памятка «Основные знаки партитуры».

    Демонстрационные – компьютер, проектор, презентация, доска.

Использованная литература:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4

    Программы общеобразовательных учреждений Русский язык: Программа.1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы / Канакина В.П.. Горецкий В.Г.

    Крыловский вечер в школе. Издательство «Детская литература» Москва 1969 год.

План:

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация опорных знаний и способов действий

3.Решение проблемы

4.Физпауза

5.Первичное закрепление

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

7.Рефлексия

Метод формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование)

Методы стимулирования

(Художественное слово)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Пожалуйста, присаживайтесь.

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем знать хотят на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать

Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте у вас должны лежать учебник, пенал и дневник.

Личностные УУД :

результат достигнут (смыслообразование). Обучающиеся организованы и смотивированы на работу.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему и цели урока

По источнику получения знаний: словесные (беседа, работа с книгой); наглядные

Для того чтобы подготовить речевой аппарат, поработаем со скороговорками.

Прочитайте скороговорку про себя.(слайд)

Осип орет. Архип не отстает.

Кто кого переорет?

Осип охрип. Архип осип.

Молодцы. Мы подготовили речевой аппарат для дальнейшей работы.

Давайте вспомним, что вы подготовили к сегодняшнему дню.(Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»

Кто желает выразительно прочитать басню «Зеркало и обезьяна»?

-…,прочитай, пожалуйста.

Спасибо большое.

Кто еще прочитает?

Спасибо.

Какой самый любимый жанр у Ивана Андреевича Крылова?(басни)

Какие басни Крылова вы знаете? (показ книг)

Например, басня «Стрекоза и муравей». (показ книги) еще такие как«Слон и моська» «Квартет»(показ книг)

Что такое басня?

БАСНЯ - короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью.(слайд)

Значит, какая тема урока сегодня?

Тема урока: И.А.Крылов Басня «Ворона и лисица»

Вы знакомы с этой басней?(нет)

Значит какая цель урока будет?

Мы продолжаем знакомиться с баснями Ивана Андреевича Крылова и сегодня мы познакомимся с басней «Ворона и лисица».

Личностные УУД ( самоопределение) ;

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция) ; Познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ);

3.Решение проблемы

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление изучаемых произведений.

По источнику получения знаний: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;

формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа.

Откройте учебник на странице номер 137. Найдите басню. Прочитайте название у басни и попробуйте предположить, о чем она.

Как вы думаете, о чем басня?

Проверим наши с вами предположения, сядьте удобно и приготовьтесь послушать басню.(аудиозапись)

Вам понравилась басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»?

О чем басня?

Что приключилось с вороной?

Верны ли были наши предположения?

Какие слова вам встретились впервые?

Прочитайте самостоятельно басню и отметьте эти слова.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;(слайд)

Льстец – льстивый человек;(слайд)

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;(слайд)

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;(слайд)

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;(слайд)

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.(слайд)
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.(слайд)

Личностные УУД ( ;

Регулятивные УУД ; Познавательные УУД ( анализ, установление причинно-следственных связей, смысловое чтение); Коммуникативные УУД (планирование, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли).

Физминутка

Задача: снять напряжение с глаз, и физическое утомление

Метод организации деятельности (стимулирования поведения)

Формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

По источнику получения знаний: словесные (объяснение)

Чтобы снять напряжение с наших мышц, проведём физкультминутку

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь

Молодцы, тихо садятся девочки, еще тише мальчики.

Обучающиеся проявляют способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

4.Первичное закрепление

Задача: установить правильность и осознанность изученного материала.

По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение, работа с книгой).

Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование.

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа.

Для того чтобы лучше понять басню рассмотрим ее главных героев.

Определите кто главные герои?(ворона и лисица)

Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

Опишите лису. Какая она? Какой вы ее представляете?(ответы детей)

Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

Опишите, какова Ворону. (ответы детей).

Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)


- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (ворона доверчивая, наивная, глупая,…)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? (ворону) Почему? (ответы детей)

Попробуем найти мораль этой басни и объяснить ее.

Что такое мораль?(мораль-это краткое нравоучительное заключение)(на слайд)

Как вы думаете в какой части басни находится мораль?(в начале или в конце и она выделана особым знаком, если не знают то сказать)

А в басне «Ворона и лисица» где находится мораль?
-Найдите мораль басни «Ворона и лисица»
прочитайте эти строки.(Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

-….., прочитай вслух мораль басни.

Кто согласен, что мораль в басне «Ворона и лисица» найдена правильно поднимите одну руку, кто не согласен две руки.
- О чём предупреждает И.А. Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

Посмотрите внимательно на иллюстрации. Прочитайте отрывок, который соответствует данной иллюстрации.(слайд)

Регулятивные УУД (контроль, коррекция) ; Познавательные УУД ( смысловое чтение); Коммуникативные УУД (планирование, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

5.Организация самостоятельной работы

Задача: обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в новой ситуации.

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;

Методы развития психических функций: творческое задание.

По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение);

Практические (упражнение);

А сейчас прочитайте самостоятельно басню.

Вы знаете, что такое партитура?

- Партитура- разметка стихотворения, т.е. расстановка пауз в тексте, атак же ударений в словах правильно поставленные ударения в словах и самом тексте т.е. выделения главного слова в строке Благодаря этому стихи во время чтения получаются выразительными, яркими.

Знаки речевой партитуры обязательно расставляют актеры, готовя свою роль. Это им нужно для того,чтобы правильно, выразительно произносить текст.

Мы с вами рассмотрим основные знаки речевой партитуры.

Первый знак наклонная прямая обозначает паузу, там где она стоит необходимо сделать короткую паузу. /-короткая пауза, //-две наклонные прямые длинная пауза, там где этот знак стоит необходимо сделать длинную паузу(т.е. продолжительную). Длинные паузы ставят там где есть точка, восклицательный знак, вопросительный, многоточие.

Знак горизонтальная прямая ______ ,подчеркивающая слова обозначает логическое ударение.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ . Выделение голосом, главного слова в строке.

И последний знак, галочка, перевернутая вниз. Знак предупреждает, что начинаются слова другого героя произведения. (Окончание речи героя, который говорил)

Мы с вами рассмотрели основные знаки речевой партитуры.

Расставьте основные знаки речевой партитуры в басне сами. Я помогу вам.

Расставлять знаки мы будем на листах, которые вам раздали дежурные.

Критерии оценивания выразительного чтения:

    не искажая и не пропуская слова,

    правильно расставляя ударения в словах,

    соблюдая знаковые паузы,

Кто попробует проанализировать по предложенным критериям.

-…, попробуй проанализировать.(помогаю)

А вы хотите инсценировать басню? Мы с вами будем инсценировать басню, сейчас нам с вами необходимо подготовиться.

-…., …, вы поработаете со мной.

Работа в группе:

Итак, ваши одноклассники подготовили сценку на басню «Ворона и лисица» и сейчас они нам покажут её.

А вы смотрите внимательно«Ворона и лисица».

Молодцы, спасибо большое у вас очень хорошо получилось инсценировать басню, хорошо проанализировали игру выразительное чтение. Вы настоящие актеры.

Личностные УУД ( нравственно-этическое оценивание) ;

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, волевая саморегуляция) ; Познавательные УУД ( структурирование знаний); Коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли).

6.Рефлексия учебной деятельности

Задача:

подвести итоги урока, провести рефлексию деятельности

Метод мотивации деятельности и поведения: диалог.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создания ситуации успеха, рефлексия учебной деятельности

Ребята, вот и подошел к концу наш урок.

Достигли мы цели, которую ставили в начале урока?(да)

Посмотрите, у вас на столах лежат смайлы, которые помогут подвести нам итог урока.

Если вам все понятно и было легко на уроке- раскрасьте зеленым цветом смайл, если вам не совсем все понятно, и вы затруднялись на уроке- то раскрасьте смайл желтым цветом, и вам было все не понятно и тяжело- красным цветом.

Покажите, пожалуйста, каким цветом вы раскрасили смайлы.Подарите мне пожалуйста смайлы на память. Спасибо.

Активно работал(а) на уроке.

Самый(ая) внимательный(ая) на уроке.

Выразительно читает, с соблюдением интонационных пауз.

Благодарю вас за работу на уроке, поаплодируйте друг, другу.

Личностные УУД:

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других.

Что означают слова «лесть», «льстить»? Чем отличаются слова «лесть» и «комплимент»?

Обратимся к Словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова. Лесть  - лицемерное, угодливое восхваление.

Льстить  - хвалить кого-либо из лести, из корыстного желания расположить к себе.

Комплимент  - любезные, приятные слова.

Вывод. Лесть и комплимент - понятия разные, со знаком «+» и «–». Комплименты говорят с целью доставить удовольствие человеку, а лесть применяется для использования человека в корыстных целях.

Как вы думаете, почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Человеку хочется верить, что он действительно так хорош, как ему об этом говорят; ему приятно слышать похвалы .)

Чем опасна лесть? (Лесть опасна своей неискренностью, о которой восхваляемый человек может не догадываться. Кроме того, льстец лишь использует другого человека в своих интересах: искренние отношения дружбы и симпатии подменяются ложными, фальшивыми.)

Какие человеческие недостатки высмеиваются автором в образах Лисицы и Вороны? (Ворона - наивная и доверчивая, не умеющая оценить себя объективно (ведь какая же из вороны певица!), глуповатая; Лисица - хитрая, льстивая, корыстная .)

Какие фразы из этой басни стали крылатыми? («Спой, светик, не стыдись», «От радости в зобу дыханье сперло», «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна». )

5. Сравнение басен Эзопа и Крылова

Чем отличаются басни Эзопа и Крылова? (Басня Крылова написана в стихотворной форме, в отличие от басни Эзопа; у Эзопа - ворон, а у Крылова - ворона; весь сыр-бор разгорается в одном случае из-за мяса, а в другом - из-за сыра.

В произведении Эзопа есть слова Лисицы: «О если бы ты имел еще и ум, тебе бы доставало всего, чтобы быть царем». Акценты расставлены по-разному: басня Эзопа направлена больше против глупого человека, а произведение Крылова - против льстецов.)

IV. Выводы

Что вы знаете о русском баснописце И. А. Крылове?

Против каких человеческих пороков и общественных недостатков направлена басня «Волк и Ягненок»?

Чему учит басня «Ворона и Лисица»?

V. Домашнее задание

Докажите, что произведения «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица» являются баснями.

тема. Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова «Квартет»

Цель: познакомить с историей создания басни «Квартет»; учить анализировать прочитанное произведение; работать над созданием партитуры стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения басни; развивать умение определять задачи чтеца; воспитывать бережное, внимательное отношение к слову.

Наглядность: иллюстрации к басне Крылова «Квартет»; распечатки текста басни «Квартет» для записи партитуры.

Книга - как соната. Она должна быть исполнена читателем безупречно.

М. Цветаева

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Докажите, что произведения Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица» являются баснями.

- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать настоящим му-

зыкантом? (Музыкальный слух, умение играть, трудолюбие…)

- Сегодня мы узнаем, что по этому поводу думали герои басни Крылова «Квартет».

ІІІ. Изучение нового материала

1. Словарная работа

Партитура  - совокупность всех партий многоголосого музыкального произведения.

Соната  - музыкальное произведение, состоящее из 3-х или 4-х частей различного темпа и характера.

Квартет  - 1. Музыкальное произведение для 4-х инструментов или голосов. 2. Ансамбль из 4-х музыкантов или певцов.

Альт  - 1. Низкий женский или детский голос, а также певец (певица) с таким голосом. 2. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки или медный духовой инструмент.

І семестр

Бас  - 1. Самый низкий мужской голос, а также певец с таким голосом. 2. Медный духовой инструмент низкого регистра и тембра.

Прима  - 1. Первый, основной звук гаммы. 2. Первая струна смычкового музыкального инструмента. 3. Первый инструмент, голос, исполняющий ведущую партию в оркестре, хоре.

2. История создания басни «Квартет»

В этой басне Крылом высмеял шумные и безрезультатные заседания Государственного совета, организованного в России в 1810 году.

Первые читатели сразу узнали в героях басни Аракчеева, Мордвинова, Завадовского, Лопухина.

3. Чтение басни (про себя)

4. Беседа

Почему квартет «не йдет на лад»? (Музыканты попросту не умеют играть, но не понимают этого, видят причины своих неудач совсем в другом - в неправильном расположении участников квартета; кроме того, чтобы достичь высокого результата, нужно играть слаженно, чего нет у крыловского квартета. )

Верит ли автор, что у участников квартета что-нибудь получится? (Нет, он понимает невозможность настоящей игры без многих лет кропотливой работы. Автор иронизирует над наивностью своих героев, которые, не умея играть, решили «пленять своим искусством свет». Они уверены: «У нас запляшут лес и горы!» Единственное, что, по их мнению, нужно для игры в квартете - ноты и инструменты .)

Какова мораль этой басни? («А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».)

Почему именно этим животным Крылов поручает участвовать в квартете? Какие черты характера они представляют в других бас-

нях и сказках? (Осел символизирует глупость, Мишка - неповоротливость, неуклюжесть, отсутствие музыкального слуха (вспомните: «Медведь на ухо наступил»), Мартышка - любопытство, суетливость, вертлявость, легкомысленность.

По-видимому, Крылов выбрал именно этих героев для своей басни потому, что они ассоциируются с отрицательными чертами характера, не позволяющими представить таких персонажей прекрасными музыкантами, слаженно играющими в квартете. В отличие от них, Соловей символизирует талантливого певца, который и объясняет горе-му- зыкантам: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».)

94 Усі уроки зарубіжної літератури. 6 клас

5. Создание партитуры стихотворения

Текст басни

Задача чтеца

Проказница-Мартышка , ||

Заинтересовать

слушателя развитием

Осел , ||

действия.

Темп чтения - мед-

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет . |||

Достали нот , || баса , || альта , || две скрипки

Передать развитие

действия, иронию ав-

И сели на лужок под липки - ||

тора по поводу далеко

Пленять своим искусством свет . |||

идущих планов героев

Ударили в смычки, || дерут, а толку нет . |||

басни, удивление

персонажей в связи

с первой неудачей.

Темп чтения - сред-

«Стой , || братцы, || стой ! ||| - кричит Мартышка. - ||

Передать эмоцио-

нальность, суетли-

Погодите ! |||

вость Мартышки,

Как музыке идти ? ||| Ведь вы не так сидите. |||

уверенной в том, что

ей известен секрет

Ты с басом , || Мишенька, || садись против альта, ||

хорошей игры.

Я , || прима, сяду против вторы; ||

Темп чтения - сред-

Тогда пойдет уж музыка не та : ||

У нас запляшут лес и горы!» |||

но, взволнованно,

уверенно

Расселись, || начали Квартет; ||

Передать самоуве-

ренность, оптимизм

Он все-таки на лад нейдет . |||

«Постойте ж , || я сыскал сек рет!  - |||

но, уверенно

Кричит Осел, || - мы, || верно, || уж поладим , ||

Коль рядом сядем |||».

Послушались Осла: || уселись чинно в ряд , ||

Показать неразбериху

в квартете, отсутствие

А все-таки Квартет нейдет на лад . |||

единодушия среди

Вот пуще прежнего пошли у них разборы |

Темп чтения - сред-

И споры, ||

Кому и как сидеть . |||

Случ илось Соловью на шум их прилететь. |||

І семестр

Текст басни

Задача чтеца

Тут с просьбой все к нему, || чтоб их решить сомненье: ||

Передать беспомощ-

ность персонажей,

«Пожалуй , || - говорят, || - возьми на час терпенье, ||

наивность (они по-

Чтобы Квартет в порядок наш привесть: ||

прежнему считают,

И ноты есть у нас, || и инструменты есть; ||

что у них есть все для

Скажи лишь , как нам сесть !» |||

хорошей игры).

с просительной инто-

нацией, с надеждой

«Чтоб музыкантом быть, || так надобно уменье

Показать отношение

И уши ваших понежней . - |||

квартета посредством

Им отвечает Соловей. - ||

правдивых слов Со-

А вы , || друзья, || как ни садитесь , ||

Темп чтения - мед-

Все в музыканты не годитесь ». |||

6. Выразительное чтение басни с использованием партитуры

IV. Итоги урока

Как вы понимаете слова М. Цветаевой, использованные в качестве эпиграфа к уроку?

Удалось ли вам исполнить басню «Квартет» безупречно?

Каким образом связаны музыка и поэзия?

V. Домашнее задание

Выучить басню Крылова (по выбору), подготовить ее инсценировку.

тема. Урок виразного читання. Читання напам’ять байок І. А. Крилова

Цель: продолжитьработунадвыразительнымчтением стихотворений; учить инсценировать басню, работать в группе; развивать актерские способности; воспитывать интерес к театру.

Наглядность: сборник басен Крылова, элементы костюмов и декораций.

Весь мир - театр, И люди в нем - актеры.

В. Шекспир

Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности

Любите ли вы бывать в театре?

Какие театры вашего города вам известны?

Какие спектакли вам особенно запомнились? Почему?

В чем превосходство театра перед искусством кино, телевидения?

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Работа с эпиграфом

Как вы понимаете высказывание В. Шекспира?

Сегодня вы почувствуете себя в роли настоящих актеров. Вы подготовили не только инсценировку любимой басни И. А. Крылова, но и подобрали костюмы и создали элементы декораций.

2. Инсценировка басен И. А. Крылова («Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух», «Ларчик» и т. д.)

Оценивание. Комментарии учителя. Обсуждение представленных инсценировок.

ІІІ. Итоги урока

Сегоднянаурокевысмоглипочувствоватьсебянастоящимиактера- ми, исполняя знаменитые и всеми любимые басни И. А. Крылова. Постарайтесь не забыть их: на вступительных экзаменах в театральные институты абитуриенты, как правило, читают басни. Именно этот литературный жанр позволяет наиболее полно проявить и показать артистические способности поступающих. И, конечно, помогает не забывать о недостатках человека и общества, постоянно стремиться к самосовершенствованию.

IV. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию № 2.

тема. Тематична атестація № 2 Мета: повторити поняття з теорії літератури, зміст

прочитаних байок, підсумувати вивчене, перевірити рівень знань за темою «Байка у світовій літературі»; розвивати творчі здібності; виховувати прагнення до високих результатів.

І семестр

Хід уроку

І. Оголошення мети уроку

ІІ. Ознайомлення із завданнями для атестації

ІІІ. Виконання роботи (у письмовій або усній формі)

1. Теорія літератури

Що таке...:

 байка?

 алегорія?

 езопова мова?

2. Зміст творів

Відгадай байку за уривком.

1) «Мартышка к старости слаба глазами стала». («Мартышка и очки» )

2) «Ты все пела? Это дело:

Так поди же попляши!» («Стрекоза и Муравей» )

3) «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица» )

4) «Хоть видит око, да зуб неймет». («Лисица и виноград» )

5) «Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона». («Слон и Моська» )

6) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». («Лебедь, Щука и Рак» )

7) «А ларчик просто открывался». («Ларчик» )

8) «Слона-то я не приметил». («Любопытный» )

9) «А Васька слушает да ест». («Кот и Повар» )

10) «Коли згода між людьми - їх важко перемогти, коли незгода - лег-

ко». («Хліборобові діти», Езоп)

11) «Лев скликав раду і сказав: “Напевно, кару Бог послав

Нам за чиюсь тяжку провину”». («Зачумлені звірі», Лафонтен )

12) «Хоч як би ти виправдовувалось, я тебе все одно з’їм». («Вовк та Ягня», Езоп )

3. Аналіз твору

1) З яких частин складається байка? (З оповідної частини та моралі )

2) Назвіть спільні ознаки байок Езопа, Крилова, Лафонтена.

3) Чим відрізняються байки Езопа, Крилова, Лафонтена?

4) Які риси уособлюють в собі персонажі байок?

Вовк - (грубість, нахабність, сила) Ягня - (беззахисність, слабкість) Лисиця - (хитрість, лестивість)

Ворона - (наївність, самозакоханість) Осел - (нерозумність)

Мавпа - (нерозумність, суєтливість, легковажність)

5) Проведіть літературні паралелі до відомих вам байок Езопа і Крило-

ва. («Вовк та Ягня», «Ворона і Лисиця», «Мурашки і Цикада» - «Стрекоза и Муравей»)

6) Наведіть приклади крилатих висловів з байок. («Спой, светик, не стыдись», «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» і т. ін. )

4. Творче завдання

1) Опишіть, який вигляд може мати обкладинка книги «Байки І. А. Крилова» (Езопа, Лафонтена).

2) Напишіть власну байку у віршах або в прозі.

Тематичне оцінювання можна провести у формі гри між командами

(усно) або у формі індивідуальної роботи (письмово). В останньому випадку учні можуть обирати питання за бажанням: кожна відповідь на питання 1 рівня оцінюється 1 балом, 2 рівня - 2 балами, 3 рівня - 3 балами, 4 рівня - 4 балами.

IV. Підсумки уроку

Література і моральне вдосконалення людини

тема. А.П.Чехов -видатнийросійськийписьменник. Оповідання «Товстий і тонкий»

Цель: заинтересовать биографией и творчеством А. П. Чехова, ознакомить с новыми литературоведческими терминами; выполнить словарную работу, ознакомить с содержанием рассказа «Толстый и тонкий», определять тему и идею произведения; развивать умение внимательно и вдумчиво читать; воспитывать негативное отношение к чинопочитанию и низкопоклонству.

Наглядность: портрет А. П. Чехова, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Толстый и тонкий».

І семестр

В человеке все должно быть прекрасно: и  лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с эпиграфом (некоторые слова закрыты)

2. Беседа

Что же должно быть прекрасным в человеке? Найдите ответы в головоломке.

Как вы понимаете высказывание А. П. Чехова? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Какой идеал человека напоминает вам высказывание Чехова? (Древ-

негреческий идеал: гармония духа и тела)

ІІ. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о Чехове

Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге, в семье купца. Отец и дед его были крепостными. Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил 3,5 тыс. рублей и в 1841 г. выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец писателя, Павел Егорович, уже будучи свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело - небольшой магазин. Отец Чехова был талантливым человеком: руководил церковным хором, играл на скрипке, хорошо рисовал. Его способности передались и детям: Александр и Антон стали писателями, Николай - художником и карикатуристом, Мария - педагогом, Михаил - артистом.

Антону, как и другим детям в семье, приходилось нелегко: много времени, по желанию отца, они проводили в церковном хоре, немало сил отнимала работа в лавке. «В детстве у меня не было детства»,- горько заметит писатель, уже будучи взрослым.

Тяжелые впечатления детства и юности найдут также отражение в рассказах Чехова о детях: «Ванька», «Спать хочется».

В 1876 г. отец Чехова был вынужден признать себя несостоятельным должником и бежать в Москву, куда затем перебралась вся семья. Кроме 16-летнего Антона, который, выполняя долговое обязательство отца, продавал оставшиеся вещи. Жить ему было не на что и рассчитывать приходилось только на самого себя. Чтобы выжить, Антон зарабатывал репетиторством.

Свое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 г., по окончании гимназии, он переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

В это время Чехов начинает сотрудничать с разными журналами. В 1880 г. в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических рассказов. Писатель публикует их под смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.

В 1884 г. Чехов получает диплом врача и устраивается на работу в Подмосковье. Начинает писать диссертацию на тему «Врачебное дело России», которая, впрочем, закончена не будет.

В апреле 1890 г. писатель через Казань, Пермь, Тюмень и Томск отправляется к берегам Тихого океана. Уже больной чахоткой, в весеннюю непогоду проехал он на лошадях 4,5 тыс. верст и лишь в конце июля прибыл на Сахалин. То, что он увидел по пути на Сахалин и на самом острове, потрясло его. Существование обитающих там людей трудно было назвать жизнью. Никогда еще писателю не приходилось сталкиваться с такой беспросветной нуждой, дикостью и произволом властей. Свои впечатления Чехов передал в книгах «Из Сибири», «Остров Сахалин».

Вскоре после поездки, в 1892 г., Чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово под Москвой. На свои деньги он строил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач, отказавшись от любого вознаграждения за свой труд.

Чехов был признанным писателем уже при жизни. В 1888 г. он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 - почетным академиком. Это звание писатель получил вместе со Л. Н. Толстым.

В 1901 г. Антон Павлович женился на актрисе МХАТа Ольге Книппер, но насладиться семейным счастьем ему было не суждено. В связи

с обострением туберкулеза его состояние здоровья резко ухудшилось,

Загрузка...
Top