Толкование на первое послание к коринфянам святого апостола павла. Библия онлайн Воля Божья - любовь

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 6, ст. 20-7, ст. 12.

6:20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

7:1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

7:2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

7:3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

7:4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

7:5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

7:6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7:7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

7:8. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

7:9. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

7:10. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -

7:11. если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.

7:12. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.

(1 Кор. 6, 20 – 7, 12)

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем вместе читать Первое Послание апостола Павла к Коринфянам. В прошлый раз мы дочитали до 11-го стиха 6-й главы, а сегодня начали с самого последнего стиха этой главы, пропустив середину. Однако этот отрывок не попадает в «небытие», мы с вами его читали, если помните, в одну из подготовительных недель к Великому посту. Это один из самых интересных отрывков во всем Послании. А мы с вами, отталкиваясь от 20-го стиха, переходим к 7-й главе.

Ибо вы куплены дорогою ценою. Слово дорогою написано курсивом. Напомню, что обычно слова, написанные курсивом (там, где учтен этот момент), отсутствуют в оригинальном греческом тексте. То есть дословно следовало бы читать «Ибо вы куплены ценою». Павел говорит коринфянам: «За вас Сам Бог заплатил цену, то есть вы не должны быть служителями греха, блуда (если почитать чуть выше по тексту), ведь вы выкуплены Богом для спасения».

Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Мы здесь видим интересный момент: в этом предложении нет курсива, тем не менее, если внимательно посмотреть в оригинальный греческий текст, можно увидеть различия. Я как-то говорил, что очень удобна для этого книга, которая называется «Греческий текст Нового Завета с подстрочным переводом». Прекрасное издание, очень удобное: идет греческий текст, потом подстрочно переводится каждое слово и сбоку идет синодальный текст для того, чтобы было понятно, как оно переведено в нашем традиционном тексте. Мы можем увидеть, что в оригинальном тексте нет фразы и в душах ваших, а есть «Посему прославляйте Бога в телах ваших, которые суть Божии». То есть уже позднее переводчиками было прибавлено и в душах ваших.

Почему это произошло? Мы неоднократно говорили о том, что библейское понимание антропологии (то есть учения о человеке) и античное, а также то, что потом отталкивалось от античного (вся европейская культура и во многом наша) по-разному воспринимают человека, в частности понятия тела и души. В античности, напомню, тело и душа это два чуть ли противоборствующих начала. Душа это то, что внутри человека, и она томится в теле, как темница (была знаменитая античная поговорка Soma – sima, то есть «Тело – гроб»), поэтому душе нужно освободиться от тела и взлететь в чистый мир идей, как считал, например, философ Платон. В библейской культуре все совсем по-другому. Тело не противоборствует душе, жизни по заповедям Божиим; это не источник греха ни в коем случае. Тело – это человек в его целостности, в его объективности, в то время как душа – это человек в его субъективности, человек изнутри. Тело – это человек при взгляде на него со стороны, он есть тело, нечто целое. Поэтому речь идет не о том, что нужно человека разделить на тело и душу, причем тело должно умереть, а душа – воспарить. Дело в том, что тело, целостность – это как раз то, к чему человек призван. Поэтому когда апостол Павел и вообще библейская культура говорит нам о том, что мы призваны к цельности, то есть к телесности в конечном итоге, то речь идет как раз о том, что мы призваны всем своим телом, всем своим «целым» прославлять Бога. Именно поэтому не нужно отдавать свое тело на блуд или какие-то другие страсти, потому что тело – это храм Духа Святого, о чем в 6-й главе говорилось. С точки зрения апостола Павла не нужно было говорить «в телах и в душах», потому что тело – это и так человек в его целостности, но благочестивые переводчики прибавили еще и фразу и в душах ваших.

Дальше в 7-й главе апостол Павел начинает разговор об отношениях мужчины и женщины и о том, как все-таки лучше: жениться или не жениться, можно ли разводиться. Все эти вопросы интересовали людей тогда и интересуют сейчас.

А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Новые переводы и многие современные комментаторы говорят о том, что фраза хорошо человеку не касаться женщины – не слова апостола Павла, а цитата из письма, которое он получил от коринфян. С этой точи зрения, мы должны прочитать 1-й стих так: А о чем вы писали ко мне «Хорошо человеку не касаться женщины». То есть Павел цитирует самих коринфян, а дальше отвечает им на этот тезис. Многие коринфяне действительно считали, что нужно вести крайне аскетический образ жизни. Было два противоположных мнения: либо нужно вообще изморить тело, «умертвить» его и так освободить душу, либо, как считали так называемые либертинисты, можно делать что угодно, совершать любые грехи, все равно тело не имеет никакого значения. Первая «партия», которая говорила, что хорошо не касаться женщин в принципе, считала это неким законом, каноном. Однако апостол Павел говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Ни в коем случае нельзя пренебрегать этой потребностью человека. Супруги вступили в брак как муж и жена в полном смысле этого слова, поэтому ни в коем случае нельзя пытаться (особенно если второй супруг не согласен) навязать второй половине так называемый духовный брак, потому что тогда вторая половина, которая к этому не готова, пойдет искать утешение на стороне и будет блуд. Поэтому здесь написано:

2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Павел говорит, что если уклоняться друг от друга, то это должно быть только по взаимному согласию, только на время и только для упражнения в молитве, а потом нужно вновь быть вместе. Только в этом случае, как Павел считает, можно иметь воздержание от супружеской связи.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Ст. 23-24 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом

«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23) . Это сказано не только рабам, но и свободным, потому что можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе быть рабом. Когда же раб не бывает рабом? Когда он делает все для Бога, когда служит нелицемерно и не из человекоугодия: это и значит быть рабом людей и оставаться свободным. А когда свободный бывает рабом? Когда он служит людям в чем-нибудь худом, в чревоугодии, корыстолюбии, или честолюбии. Такой человек, хотя и свободен, порабощеннее всякого раба. Вот пример того и другого: Иосиф был рабом, но не раболепствовал людям, потому и в рабстве был свободнее всех свободных; он не покорился госпоже, склонявшей его к удовлетворению ее похоти. Госпожа напротив была свободна, но оказалась ниже всякого раба, обратившись к рабу и с лестью и с убеждением, и однако не смогши склонить его, свободного, к тому, чего он не хотел. Подлинно, он был не рабом, но в высшей степени свободным: разве рабство послужило ему препятствием к добродетели? Послушайте вы, рабы и свободные: кто оказался рабом, тот ли которого просили, или та, которая просила? Та ли, которая убеждала, или тот, который презрел ее убеждения? Так, есть пределы рабства, положенные Богом, есть законы, до чего оно может простираться, которых преступать не должно. Когда господин не требует ничего, противного воле Божией, тогда должно повиноваться ему и покоряться; а простираться далее не должно: так раб остается свободным! Если же ты простираешься далее, то делаешься рабом, хотя и свободен. Это внушает (апостол) словами: . А если бы не так, если бы он повелевал оставлять господ и стараться получить свободу, то как он стал бы говорить следующее: «в каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1Кор.7:24) ? И в другом месте: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести… Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья,… и благодетельствуют им» (1Тим.6:1–2) ? То же самое он повелевает и заповедует в посланиях к Ефесеям (Еф.6:5) и Колоссянам (Кол.3:22) . Отсюда видно, что он отвергает не внешнее рабство, а происходящее от пороков, бывающее и с свободными, и самое тяжкое, хотя бы подвергался ему человек свободный. Какую пользу получили братья Иосифа от того, что они были свободны? Не оказались ли они раболепнее всякого раба, обманув отца, солгав пред купцами и пред братом? А он был не таков, но везде и во всем был правдив и оставался свободным; и его ничто не могло поработить, ни узы, ни рабство, ни любовь госпожи, ни пребывание в чужой земле, – всегда он оставался свободным. Это и есть высшая свобода, которая сияет и в рабстве.

Павел говорит: «не делайтесь рабами человеков» , т. е. не повинуйтесь людям, когда они повелевают что-нибудь постыдное, и даже самим себе.

Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Василий Великий

Цена человека есть кровь Христова. Ибо сказано: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. Эту-то цену замыслили сделать для нас бесполезной воины лукавого, снова вводя в рабство однажды освобожденных.

Гомилии на Псалмы (Пс. 61).

Свт. Феофан Затворник

Ценою куплени есте; не будите раби человеком

Пред этим только сказал, чтобы даже, когда бы имели возможность свободу получить, оставались в рабстве, а теперь говорит: не будите раби человеком . Как же это? Надобно разуметь здесь рабство не внешнее, а душевное,– нравственное, и именно только в отношении к человекам. Рабство душевное, как видели, в разных видах является: есть рабство страстям, есть рабство миру и диаволу. От этого всестороннего рабства свободу получают христиане в Господе Иисусе Христе. Куплены , говорит, вы ценою крови Единороднаго Сына Божия, куплены все, и рабы, и свободные, работать должны Господу всесторонне. Это нравственно. Следовательно, и не будите раби человеком – тоже нравственно. Что же это? – Не человекоугодничайте. Это одна, малозаметная, но много зла делающая в нравственном отношении, сторона рабства миру, человеческим мнениям, человеческим обычаям и желаниям человеков, с которыми приходится жить. Апостол говорит как бы: что вы рабы, это не важно во Христе, но вот что имейте в виду, чтобы не быть рабами человеческих мнений, обычаев и желаний, наперекор воле Господа. Куплены вы Господом; Его воля во всем да господствует в вас, противное же сей воле, в чем бы оно ни проявлялось, ни за что не соглашайтесь делать из угождения людям. Это правило подходит к другим правилам Апостола: плоти угодия не творить в похоти, не себе угождать, а тут: людям не угождать, когда этим нарушается воля Господа.

Феодорит пишет: «Не противный сказанному постановляет закон; но повелевает не иметь раболепного образа мыслей, и тому, кто называется рабом, и тому, кто именуется свободным». Феофилакт: «Это говорит он не к рабам только, но и к свободным, убеждая всех христиан ничего не делать из угождения людям и никак не слушаться их, когда они велят делать что противозаконное, ибо это и значит быть рабами человеков». Святой Златоуст пространное об этом говорит слово: «Можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе не быть свободным. Когда же раб не бывает рабом? – Когда он делает все для Бога, когда служит не лицемерно и не из человекоугодия: это и значит не быть рабом людей и оставаться свободным. И наоборот, когда свободный бывает рабом? – Когда он служит людям в чем-либо худом, в чревоугодии, корыстолюбии или честолюбии. Такой человек, хотя и свободен, хуже всякого раба. Вот пример того и другого. Иосиф был рабом, но не рабствовал людям; потому и в рабстве был свободнее всех свободных, ибо не покорился госпоже. Госпожа же его, напротив, хотя была свободна, но оказалась ниже всякого раба, и не могла склонить его, свободного, к тому, чего он не хотел. Подлинно он был не рабом, но в высшей степени свободным. Так есть пределы рабства, положенные Богом, есть законы, до чего оно может простираться, которых преступать не должно. Когда господин не требует ничего противного воле Божией, тогда должно повиноваться ему и покоряться, а простираться далее не должно; так раб остается свободным! Если же ты простираешься далее, то делаешься рабом, хотя и свободен. Не таков был Иосиф; он везде и во всем был истинен и оставался свободен. Поработить его ничто не могло, ни узы, ни рабство, ни любовь госпожи, ни пребывание в земле чужой, но всегда он оставался свободным. Это и есть высшая свобода, которая сияет и в рабстве».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом

Это говорит не к одним рабам, но и к свободным, увещевая всех христиан ничего не делать для угождения людям и не повиноваться им, если их повеления противозаконны. Вот что значит: купленным от Бога быть рабами человеков. Не к тому убеждает, чтобы рабы отпадали от своих господ, - нет; это видно из последующих его слов: в каком звании кто призван и т.д., то есть если кто призван и в состоянии рабства, в том пусть и остается. Пред Богом присовокупил для того, чтобы чрез повиновение беззаконным владыкам не отпасть от Бога. Заботится о том и другом, то есть чтобы, с одной стороны, под предлогом повиновения Богу рабы не отпали от владык, а с другой, оказывая своим владыкам сверхдолжное повиновение, не отпали от Бога.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков

Какая цена может быть больше, чем Творцу за Свое творение Свою собственную кровь пролить?

Трактат на Псалмы (Пс. 102).

Ориген

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков

Во время Своего прихода Христос выкупил нас, в то время как мы служили тому господину, которому продали себя сами через наши грехи. И таким образом Господь вернул Себе Своих, которых сотворил. Он выкупил Себе человеков, что нашли себе рабство у другого господина через грех.

Гомилии на Книгу Исхода.

Амвросиаст

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков

Истинно так, ибо настолько дорого куплены мы, что никем не можем быть выкуплены, кроме Христа, Которому принадлежит все. Кто же дорого куплен, тот и служить должен соответственно, дабы воздать покупателю цену. Богом же купленные, рабами человеков быть не должны. Рабы человеков есть те, кто подчиняет себя человеческим предрассудкам.

На Послания к Коринфянам.

Мы - храм Духа Святого. Он живет в нас! Вы должны прославлять Бога в своем теле и в своем духе, которые принад­лежат Богу. Мы искупленные люди. Мы приобретенные люди. Мы особенные люди, царственное священство. Мы были куплены дорогою ценой (1 Коринфянам 6:20) - кровью Иисуса. Мы принадлежим Богу. Он заплатил за нас Своей Голгофской жертвой. Мы не принадлежим себе. Мы принадле­жим Богу. Какая это чудесная привилегия - принадлежать Богу и быть Его сыновьями и дочерьми.

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петра 2:9).

В Деяниях 2:17-18 говорится, что в эти последние дни Бог изольет Духа Своего на своих рабов и рабынь. В греческом оригинале - это одно и то же слово, без мужского и женского рода. Он изольет от Духа Своего на тех, кто отложил свою волю, чтобы следовать Его воле.

Иисус, хоть и Сын, но был слугою Отца. Он делал только то, что Отец говорил Ему делать. Он даже не говорил от Себя.

Мы с вами - рожденные свыше дети Божьи. Мы избираем служить. Бог не будет заставлять. Мы служим Ему по своей воле.

Иисус положил Свою жизнь, чтобы служить Отцу. Он гово­рит нам отложить свою жизнь, чтобы служить Ему, стать теми, кто откладывает свою волю ради воли другого, подобно рабу или слуге. Именно на таких Бог изольет Свой Дух. Они будут пророчествовать, и будут происходить чудеса и знамения.

У нас великое будущее, как индивидуально, так и у Церкви в целом, если мы последуем за Богом и сделаем в нашей жизни то, что Он говорит делать, а не будем следовать за своими естественными желаниями. Мы увидим, что, чем больше мы делаем из того, что Он говорит, тем лучше станет наша жизнь.

Если вы не последуете за Богом, вы никогда не станете свободными. Важным считается не то, что мы хотим сделать. Важно то, что Бог желает, чтобы мы делали. Мы можем планировать сделать много хорошего в нашей жизни, но в глазах Божьих это ничего не значит. Пока мы не начнем ходить в Духе и следовать Духу Божьему, мы никогда не узнаем Его совершенную волю для нашей жизни.

Я готова идти вперед!

Слово от Бога, о котором я упоминала раньше, побудило меня оставить незначительные и маловажные вещи в моей жизни, чтобы следовать за вещами Божьими. Оно побудило меня обратить свое внимание к Слову Божьему. Другая часть того слова говорила о духовной армии. Дух Святой увещевал, что если мы хотим стать частью этой армии, то мы должны постановить в своем сердце не быть ленивыми, не пятиться назад, не отступать, не сидеть на месте, а подняться, шагать вперед и быть в огне!

Я хотела быть частью движения Божьего. Я хотела быть в армии Господа. Я сделала исправления в своей жизни и начала шагать вперед. Я избрала пройти поприще, установленное для меня Богом, и победить!

Глава 9

От славы в славу

Загрузка...
Top