Логопед и Я: Анализ работы. Анализ работы учителя-логопеда за учебный год учебно-методический материал по логопедии на тему Анализ логопедической работы за год в школе

МБОУ « Краснотуранская НОШ им. В.К.Фуги»

Анализ работы учителя- логопеда

за 2015- 2016 учебный год.

В соответствии с утверждённым положением, основной контингент школьного логопункта составляют учащиеся, речевые нарушения которых препятствуют успешному обучению или же ведут к стойкой неуспеваемости по русскому языку, а в некоторых случаях и по другим предметам.

В течение года вся работа велась по направлениям:

  • диагностика (обследование, дифференциальная диагностика речевых нарушений);
  • коррекция нарушений устной речи у учащихся 1- 4 классов;
  • предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2- 4 классов;
  • коррекция чтения и письма, у детей с системным недоразвитием речи;
  • разработка рабочих программ, тематических планов, индивидуальных программ развития (с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка);
  • ведение необходимой рабочей документации по обследованию речи учащихся, занимающихся в школьном логопункте;
  • подготовка результатов диагностики к ПМПк, ПМПК;
  • консультативная работа по вопросам;
  • совместная работа с педагогами школы по выполнению рекомендаций, данных учащимся территориальной ПМПК;
  • методическая работа (участие в работе РМО учителей- логопедов, ШМО, ПМПк, родительский клуб);
  • повышение профессиональной компетенции.

В соответствии с методическим письмом от 14.12.2000 года МОРФ об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения работу свою начала с обследования учащихся первых классов.

Провела специальное углубленное обследование 92 учащихся школы с целью выявления речевых нарушений, препятствующих их успешному обучению. Логопедическая диагностика показала, что учащиеся имеют не только речевые, но и коммуникативные расстройства.

На начало учебного года 16 учеников из первых классов, 11 учеников из вторых классов, 9 учащихся 3 классов, 8 учащихся 4 классов, 6 ребят, обучающихся по адаптированным образовательным программам, для детей с задержкой психического развития, умственной отсталости лёгкой степени, были зачислены на логопедические занятия (в течение учебного года количественный состав изменялся).

В силу речевого дефекта одни испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, у других речевые нарушения могут привести в последующем к проявлению в письменных работах специфических (дисграфических) ошибок. Было скомплектовала 8 подгрупп, по 2-4 ученика. В течение учебного года логопедическую помощь получили 53 учащихся школы.

В подгруппах учащихся с нарушениями письма занятия были направлены на формирование навыков языкового анализа и синтеза (развитие умения анализировать предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки и буквы).

Структура занятий строилась по определенному алгоритму. После этапа «приветствия», выполнялись задания на развитие речемыслительной деятельности, разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной), внимания, сукцессивных функций. Развитие мнезиса строила с опорой на слух, зрение, артикулярные кинестезии (проговаривание), тактильные ощущения, мыслительные операции. На каждом занятии уделяла внимание развитию сукцессивных функций, т.к. они являются составной частью базы для формирования письменной речи и чтения. Учащиеся затрудняются выполнять такие задания, как воспроизведение временной последовательности (слова, цифры), неспособны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, части суток).

Новый материал объяснялся с использованием идеографического письма, метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи, мелового рисунка, которые помогали на занятиях создать проблемные ситуации, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

В процессе занятий проводились упражнения для мелкой моторики пальцев рук, динамические паузы и упражнения на развитие глазодвигательных мышц.

В работе по формированию слогового и звукобуквенного анализа учащиеся моделировали звуковую оболочку слов, предложений, используя цветные фишки красного, синего и зеленого цвета. Далее эта операция переводилась в тетрадь. Учащиеся делали записи в тетрадях ручками синего, зелёного, красного и черного цвета, то есть логопедическая работа по устранению ошибок в письменной речи строилась на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально- волевой сферы.

В процессе логопедических занятий приходилось решать одновременно несколько коррекционных задач:

  • устранение недочётов речевого развития;
  • восполнение пробелов в формировании предпосылок к изучению грамматической темы;
  • упорядочение учебной работы.

У 84% учащихся, посещающих логопедические занятия, отмечается значительная динамика в усвоении отграничения речевых единиц в правильном структурном построении предложения, в умении пользоваться грамматическими связями слов в предложении: согласованием, управлением, в овладении моделями различных синтаксических конструкций простого распространённого предложения.

Для фиксирования коррекционного процесса завела необходимую документацию: журнал учета посещаемости логопедических занятий, составила годовой план работы, перспективные планы для индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися; индивидуальные программы развития на учащихся с особыми возможностями здоровья; разработала новые логопедические карты:

  • для диагностики речевых нарушений у учащихся 3 класса;
  • для диагностики речевых нарушений, осложненных дизартрическим компонентом, для учащихся 3 классов;
  • по выявлению коммуникативных возможностей и потенциала в развитии учащихся со сложной структурой дефекта по речевым пробам Е.А. Стребелевой и И.А.Смирновой.

Выступила с сообщениями по результатам обследования (диагностике) на родительских собраниях в 1 классах; по работе с родителями, имеющими детей с проблемами в речевом развитии, оформила рекомендации и провела консультации.

В дневниках наблюдения за динамикой развития учащихся для учителей школы составила рекомендации по логопедическому сопровождению детей, занимающихся в логопункте и имеющих трудности при усвоении учебного материала по русскому языку. Взаимосвязь с учителями и родителями осуществляла в виде бесед, консультаций, посещение уроков, изучения письменных работ учащихся с последующим их обсуждением.

Сделала фотоснимки фрагментов своих занятий по развитию речи: с использованием мелового рисунка, пальчиковой гимнастики и другие. Изготовила дидактический, раздаточный и занимательный материалы:

«теплые и холодные гласные» буквы по методике Зиновия Гольдина;

«решётки» для упражнений на снятия утомляемости глаз;

оформила стенд в кабинете.

В рамках методической работы на РМО учителей- логопедов познакомилась с организационной и практической стороной деятельности учителей-логопедов других школ, так же выступила с сообщениями по темам: «Качественное сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении – основа успешности в обучении», «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС», «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка», «Интеграция в работе учителя- логопеда со специалистами, с целью обеспечения индивидуального, дифференцированного подхода к детям с речевыми нарушениями». Выступила на районном августовском педсовете « Муниципальная стратегия развития образования – условие для изменения содержания образования Краснотуранского района », принимала участие в работе к раевого семинара «Основные направления и перспективы развития современного инклюзивного образования: региональный компонент» , на районном семинаре «От интеграции к инклюзии». В рамках родительского клуба приготовила сообщение для родителей «Коррекция речи и мелкой моторики через различные виды деятельности»; на ШМО классных руководителей выступила с сообщением «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС». Так же на школьном ПМПк выступила по теме «Результаты эффективности коррекционно – развивающей работы с учащимися, обучающимися по образовательным программам». В рамках реализации ФГОС презентовала для учителей-логопедов района логопедическое занятие с обучающимися 2 классов по коррекции аграмматической формы дисграфии «Предложение. Перелётные птицы». Стала призёром районного конкурса фотографий «Природы чудные мгновения», «ПроОбразование».

В течение учебного года работала над методической темой

« Использование метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи(3 уровень речевого развития). В рамках повышения профессиональной компетентности изучаю и копирую необходимые для работы статьи из специальных методических журналов.

Проделанная работа требует определить перспективы

на 2016- 2017 учебный год:

  • продолжить участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям с ОВЗ;
  • пополнять методическую копилку дидактическими, наглядными пособиями;
  • совершенствовать и повышать свой профессиональный уровень;
  • продолжить работу по пополнению методических разработок на сайте школы «Портфолио учителя-логопеда».

Анализ работы

Учителя – логопеда МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка» Муксиновой Д.Х.

за 2014– 2015 учебный год

ЦЕЛЬ

Основными задачами являются:

I. Диагностическая работа.

IV. Экспертная работа.

I. Диагностическая работа

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Уточняются списки детей, предварительно укомплектованных в мае предыдущего учебного года из числа воспитанников от 5 до 6 и от 6 до 7 лет.

Обследование устной речи проводится в два этапа. В течение первой недели сентября проводится предварительное обследование устной речи воспитанников с 5 лет.

В течение второй недели сентября проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 14 мая.

Для обследования устной речи детей использовался «Альбом логопеда» О.Б. Иншаковой, который представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи для старшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря, грамматического строя речи, самостоятельной речи.

На основании заседания ПМПк от 12.09.2014 и заявления родителей в 2014- 2015 учебном году были зачислены на логопункт 28 детей.

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено на логопункт 28 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи III уровня - 2 человека;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 20 человек;

Фонетическое недоразвитие речи - 5 человек.

На конец учебного года:

Общее недоразвитие речи III уровня - 0 человек;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 4 человека.

Фонетическое недоразвитие речи - 9 человек.

Оставлены для дальнейшего обучения:

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 3 человека

Фонетическое недоразвитие речи - 2 человека

индивидуальных – 107.

По программе было запланировано 68 коррекционно - образовательных занятий в I и во II группах. В I группе программу выполнила в полном объёме.

Из них 83.5% детей получили коррекционно- образовательную деятельность и пропустили 16.5%.

Во II группе программу выполнила в полном объёме. Из них 67.6% детей получили коррекционно- образовательную деятельность и пропустили 32.4%.

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь – 22 занятий.

III период – март, апрель, май – 22 занятий.

IV.Экспертная работа

В течение учебного было проведено 5 психолого-медико-педагогических консилиума, где обсуждалось психолого – педагогическое сопровождение 172 воспитанников.

Были подготовлены документы 5 воспитанникам для городского ПМПК (Деревицкой Т., Деревицкой О., Деревицкой Д., Сайфуллиной А., Багаутдинову А.).

Разработала рабочую программу по коррекции ФФНР для детей 6-7 лет;

Оформила паспорт каб. 207;

Оформила памятку «Правила занятий ребенка дома»;

Прошла курсу повышения квалификации «Реализация принципов государственно-

общественного управления образованием в условиях введения федерального

государственного стандарта дошкольного образования с 10.11.2014 по 21.11.2014;

Прошла курсы «Организация целостного интегрированного образовательного процесса в

соответствии с ФГОС ДО» с 20.05.2015 по 23.05.2015;

Провела открытое занятие по теме «Дифференциация звуков С-Ц» 10.04.2015.

Все задачи, которые были поставлены на 2014 – 2015 учебный год выполнены в полном объёме.

МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка»

Предварительный просмотр:

Анализ работы

за 2015– 2016 учебный год

ЦЕЛЬ коррекционной работы направлена на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии и подготовку к школе.

Основными задачами являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их заменяющих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

I. Диагностическая работа.

II. Консультировано – просветительская работа.

III. Коррекционно- развивающая работа.

IV. Экспертная работа.

V. Организационно – методическая работа.

  1. Диагностическая работа

Первые две недели июня (с 1 по 14) отводится для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься в логопедическом пункте в новом учебном году.

Обследование устной речи проводится в два этапа. В течение первой недели июня проводится предварительное обследование устной речи воспитанников из подготовительных групп.

В течение второй недели июня проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий в логопункте в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия в логопедическом пункте проводятся с 1 сентября по 31 мая.

Для обследования устной речи детей использовался «Альбом логопеда» О.Б. Иншаковой, который представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи для старшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря, грамматического строя речи , самостоятельной речи.

В январе было проведено коллегиальное обследование детей 4-5 лет.

На основании заседания ПМПк от 31.08.2015 №115 О и заявления родителей в 2015- 2016 учебном году были зачислены в логопункт 30 детей.

Сведения о движении

Группа

Классификация речевых нарушений

ОНР

ФФНР

ФНР

Заикание

Итого

Зачислены

ОН 45 А

ОН 56 А

ОН 67 А

ОН 67 В

Всего

Выпущено

ОН 67 А

ОН 67 В

Всего

Оставлено

ОН 45 А

ОН 56 А

ОН 67 А

Всего

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено в логопункт 30 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи III уровня - 5 человека;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 16 человек;

Фонетическое недоразвитие речи - 8 человек.

На конец учебного года:

Общее недоразвитие речи III уровня - 5 человек;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 0 человека.

Фонетическое недоразвитие речи - 6 человек.

II. Консультировано – просветительская работа

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя – логопеда с воспитателями и родителями. Практика показывает, что родители, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

Выступление на родительском собрании:

27.10.2016г. в группе общеразвивающей направленности 6-7 А.

Всего было проведено консультаций:

индивидуальных – 40;

Выступление на ППк «Итоги коррекционной работы за 2015-2016 учебный год».

III. Коррекционно - развивающая работа

По программе было запланировано 76 ч. Программа выполнена в полном объёме.

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь – 26 занятий.

II период – декабрь, январь, февраль – 24 занятий.

III период – март, апрель, май – 26 занятий.

Количество коррекционно – образовательной деятельности, реализующих коррекционно-развивающие задачи, соответствует периоду обучения. Задачи коррекционной работы, определяются с опорой на возрастные, речевые, индивидуально-личностные особенности дошкольников-логопатов.

Индивидуальные занятия проводились 2 - 3 раз в неделю в зависимости от тяжести нарушения речи.

IV.Экспертная работа

В течение учебного было проведено 8 психолого-медико-педагогических консилиума, где обсуждалось психолого – педагогическое сопровождение 117 воспитанников.

Были подготовлены документы 5 воспитанникам для территориального ПМПК (Косоногова К., Мамедов О., Ахтямова Н., Зайцев Н., Десятов А.).

V. Организационно – методическая работа

В течение учебного года посещали городские методические объединения учителей – логопедов, методические учёбы, совещания, педсоветы.

Систематически повышаем свою профессиональную квалификацию:

Постоянно изучаю статьи журналов «Дефектология», «Логопед»;

Пополняю личную библиотеку специальной литературой, которую применяю в своей работе с детьми.

Анализ и планирование деятельности;

Разработала рабочую программу по коррекции ФФНР для детей 6-7 лет на 2015-2016

учебный год;

Разработала программы для дополнительных образовательных услуг «Звуковичок»,

«Кроха»;

Дополнила паспорт каб. 207;

Оформила памятку «Значение артикуляционной гимнастики»;

Прошла курс повышения квалификации по теме «Построение партнерских

взаимоотношений между семьей и педагогами: реализация ФГОС дошкольного образования»

с 11.05. по 25.05.2016 г;

Личные достижения:

27.04.2015 участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации»;

30.04.2016 1 место за Всероссийский педагогический конкурс «Тут как тут: Развивающая среда в ДОО»;

Май 2016 участие в III Международном творческом конкурсе «Мир одаренности»;

3.05.2016 3 место во Всероссийском конкурсе «Твори!Участвуй! Побеждай!» «Мое лучшее занятие»;

4.05.2016 1 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Тут как тут: Взаимодействие детского сада и семей воспитанников»;

4.05.2016 2 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Тут как тут: Взаимодействие детского сада и семей воспитанников»;

06.05.2016 участие во Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация»;

10.05.2016 2 место во Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация».

Все задачи, которые были поставлены на 2015 – 2016 учебный год выполнены в полном объёме.

В следующем учебном году планируем продолжить работу по всем перечисленным направлениям.

Учитель – логопед Муксинова Д.Х.

Предварительный просмотр:

Промежуточный анализ работы

Учителя – логопеда МАДОУ №1 «Сказка» Муксиновой Д.Х.

за 2016– 2017 учебный год

ЦЕЛЬ коррекционной работы направлена на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии и подготовку к школе.

Основными задачами являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их заменяющих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Обследование устной речи проводится в три этапа. В течение первой недели июня проводится предварительное обследование устной речи воспитанников из средних групп.

В течение второй недели июня проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий в группе компенсирующей направленности в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.

На основании заседания ПМПк от 31.08.2016 №164 О и заявления родителей в 2016- 2017 учебном году были зачислены в группу компенсирующей направленности 14 детей.

ОН 67 А

Всего

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено 14 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи I уровня - 2 человек;

Общее недоразвитие речи II уровня - 1 человек;

Общее недоразвитие речи III уровня - 10 человек;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 1 человек;

Промежуточное обследование:

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Общее недоразвитие речи II уровня - 2 человек;

Общее недоразвитие речи III уровня - 7 человек;

Общее недоразвитие речи IV уровня - 3 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 1 человека.

Учитель – логопед Муксинова Д.Х.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»


Зиновьева Вера
Анализ работы учителя-логопеда

Работа по коррекции и развитию речи у детей 5 - 7 лет с нарушениями речи в 2013-2014учебном году проводилась в условиях логопедических групп. Работа по коррекции нарушений речи детей в старшей и подготовительной логопедической группе в 2013-2014 учебном году осуществлялась по «Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей (5-7й год жизни) » Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина.

В соответствии с поставленной целью, а именно : создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста в коррекционно-образовательном пространстве МБДОУ.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

Организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками , имеющими речевые нарушения.

Повышать педагогическую грамотность родителей и педагогов по вопросу речевого развития детей.

Формировать правильное произношение (воспитывать артикуляционные навыки, звукопроизношение, слоговую структуру слова и фонематическое восприятие)

Подготовить детей к обучению грамоте, овладению элементами грамоты

Организовать логопедическое обследование детей, выявить среди них нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы , которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно : коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям :

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие интеллектуальных функций;

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Старшую логопедическую группу в течении 2013-2014 учебного года посещали 26 человек с разными речевыми патологиями :

5 человек (ОНР – 2 уровня, ММД, выход из моторной алалии)

19 человек (ОНР – 3 уровня, СФД, социально-педагогическая запущенность)

1 человек (невротические реакции детского возраста, неврозоподобное состояние, ЗРР, СФД, социально-педагогическая запущенность)

1 человек (ММД, ЗРР, СФД)

Подготовительную к школе логопедическую группу для детей с нарушениями речи посещали 17 детей с ОНР – 3 уровня, СФД.

В соответствии с целью и учетом воспитательно-образовательного учебного плана на 2013-2014 год деятельность учителей – логопедов осуществлялась по направлениям :

Диагностическое

Профилактическое

Коррекционно-педагогическое

Консультативное

Контрольно-оценочное

Диагностическое направление.

В сентябре 2013года проведено обследование детей старшей и подготовительной логопедической группы, составлены индивидуальные программы коррекционной работы на год , речевой профиль групп. С результатами диагностики ознакомлены педагоги и родители.

С целью выявления детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-развивающей помощи учителя-логопеда , было проведено обследование детей средних групп. Выявлено 18 детей с нарушениями речи различного генеза. Результаты диагностики обсуждались на заседании ПМП консилиума, где были намечены пути дальнейшей работы с детьми , нуждающимися в логопедической поддержке. Данные дети направлены на городскую ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Профилактическое направление.

По результатам первичной диагностики проведены родительские собрания во всех возрастных группах, где родители получили информацию об особенностях формирования речи детей данной возрастной группы, причинах речевых нарушений и методах профилактики нарушений речи. С родителями, чьи дети относятся к группе риска по задержке речевого развития и раннего проявления патологии звукопроизношения проведены индивидуальные консультации, даны рекомендации по дологопедической помощи детям в домашних условиях, а также были рекомендованы консультации узких специалистов (лор, невролог, ортодонт) по индивидуальным показаниям.

Коррекционное направление осуществлялось в виде индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Индивидуальные занятия с каждым ребёнком проводились из расчета 2-3 раза в неделю, в зависимости от сложности дефекта. Фронтальные занятия проводились 4 раза в неделю по разделам : подготовка к обучению грамоте, формирование лексико-грамматического строя языка и навыка связной речи, по формированию фонетико-фонематических процессов. Посещаемость занятий детьми в течение года была стабильно высокая. Дети с проблемами в развитии находились на психолого-медико-педагогическом сопровождении педагогами и специалистами МДОУ. Координирующее направление осуществлялось через заседания ПМПк, педсоветы и консультации для педагогов.

Консультационное направление.

В течение года для более эффективной коррекции речи проведена следующая работа с родителями :

Проведены консультации для родителей на темы :

«Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей»

«Культура речи и этикет семейного общения»

«Как проводить занятия дома»

«Значение загадок, ребусов, логических задач в развитии ребёнка»

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

«Особенности обучения детей чтению в домашних условиях» .

Использовались наглядные средства :

Логопедический уголок : материал меняется еженедельно, в соответствии с изучаемой лексической темой.

Информационные стенды с консультациями.

Папки-передвижки.

С педагогами МДОУ проведены следующие консультации :

Организация коррекционно-образовательного процесса в логопедических группах

Создание ситуации успеха на занятиях по заданию логопеда.

Практикум для воспитателей «Методика проведения артикуляционной гимнастики.

Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Автоматизация поставленных звуков

анализа и синтеза »

Речь и мышление

Беседа-практикум «Индивидуальные занятия с детьми по автоматизации звуков, развитию навыков звукового анализа и синтеза »

Влияние речи окружающих на формирование грамотной правильной речи

Звукопроизносительная единица нашей речи

«Играем пальчиками – развиваем речь»

Речь воспитателя как фактор развития речи детей

Беседа с воспитателями средних групп об обследовании детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Рекомендации по заполнению педагогических характеристик на данную категорию дошкольников»

Преодоление нарушений слоговой структуры слова

«Методика формирования связной речи у дошкольников»

Речь детей в системе и индивидуальной коррекции (планирование и проведение обследования)

В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации : изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию на тему «Формирование лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) », создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете.

Анализ работы учителя-логопеда МОУСОШ №1

Замковой О.М.за 2015-2016 учебный год

В 2015-2016 учебном году деятельность логопедической службы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми актами

в области защиты прав ребенка: Законом РФ « Об образовании»;

Положением о логопедическом пункте; Должностной инструкцией

учителя – логопеда.

Основная цель коррекционно-развивающей работы - устранение у обучающихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом, создание предпосылок для успешной учебной деятельности каждого

обучающегося, независимо от начальных стартовых возможностей

В соответствии с поставленной целью в течение учебного года

решались следующие задачи :

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического

восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи

первоклассников.

2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и

определение причин затруднений в овладении письменной речи.

3. Анализ письменных работ учащихся вторых и третьих классов.

4. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по

предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у

учащихся начальных классов.

5. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных

на школьный логопедический пункт.

Логопедическая работа в течение учебного года проводилась по следующим направлениям:

    диагностическое, цель которого - логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;

    коррекционно-развивающее - проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи согласно циклограмме рабочего времени;

    консультативная деятельность.

    Анализ работы учителя-логопеда по направлениям:

Диагностическое :

Обследование с учетом инициатора обращения

Запрос педагога

Запрос родителя

Результаты обследования учащихся первых классов.

Выявлено с нарушениями речи --30 уч-ся.

Количество уч-ся, прошедших диагностику

Количество уч-ся с проблемами

Результат обследования с учетом выявленных проблем

Фонетическое нарушение речи

Системное недоразвитие речи ЗПР

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематических процессов

Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи

Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью языковых средств

Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Используемые диагностические методики

Обследование уровня речевого развития

Фотекова Т.А.

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Волковская Т.Н.

Иллюстративная методика логопедического обследования

Тестовая методика на выявление дисграфии

Акименко В.М.

Логопедическое обследование детей с нарушениями речи с ЗПР, СНР

Обследования письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов

Проанализировав данные логопедического обследования на начало 2015/2016 учебного года, можно сделать следующие выводы:

1. В 2015-16 учебном году значительно увеличилось количество учащихся 1-х классов, имеющих сложную речевую патологию. Коррекционно-развивающая работа в основном проводилась с уч-ся 1-х классов. Это дети с «Общим недоразвитием речи», «Задержкой психического развития», системным недоразвитием речи. Нужно отметить повышение количества учащихся с диагнозами:«дизартрия»,фонетико-фонематическое недоразвитие речи, даже фонетическое недоразвитие речи.

Тенденции к уменьшению количества учащихся с данной патологией не отмечается.

2. Дети пришли в первый класс с непоставленными звуками. Это говорит о недостаточной работе логопедов ДОУ.

3.Речевые диагнозы при обследовании: ОНР, Дисграфия, Дислексия, ЗПР, ФФНР, ФНР,СНР.

Коррекционное (состав коррекционных групп, направления коррекционно-развивающей работы, реализуемые учителем-логопедом; название программ, утвержденных директором).

В течение учебного года коррекционные занятия проводились согласно циклограмме рабочего времени логопеда.

Основной формой организации являются подгрупповые и индивидуальныезанятия. Группы комплектовались с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа была проведена по коррекции звукопроизношения у учащихся 1-х классов.

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводились в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.

Расписание логопедических занятий составлено учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводились как индивидуально, так и в группе. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 мин., индивидуального – 20 мин.

Индивидуальная работа (кол-во детей)

Подгрупповая работа

Используемые коррекционно-развивающие методики

Коррекция нарушений речи у детей

Прием «Рисование буквы»

Прием «Пальчиковая азбука»

Методика И.Н. Садовниковой

Здоровьесберегающие технологии

С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности»

Ефименкова Л.Н. Нарушение устной и письменной речи младших школьников и пути их преодоления

Коррекция нарушений речи у детей ФФНР

Метод наглядного моделирования

Коррекция нарушений речи у детей с ОНР

Коррекция заикания

«Интеллектуально-развивающие словесные игры»

Е.В. Кузьмина, Бланковые методики в работе логопеда для коррекции дисграфии.

Методика Садовниковой

Методика Е.В. Мазановой

Методика Ястребовой и Бессоновой

Дыхат. гимнаст А.Н.Стрельниковой

В течение года после дополнительного обследования и результата коррекционных занятий четверо детей были отправлены на консультацию к неврологу и психиатру.

Шесть учащихся 1-х классов были направлены на ПМПК.

На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции.

Здоровьесберегающие технологии способствовали охране и укреплению физического и психического здоровья детей-логопатов.

Подгрупповые способы обучения . Коррекционные логопедические занятия на основе этого метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у учащихся.

Индивидуализация – это способ, который позволяет мне работать с воспитанниками, учитывая их возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи.

    Аналитическое направление

Динамика развития учащихся

Звукопроизношение

Значительно улучшилось

Незначительно улучшилось

Динамика отсутствует

1 –е классы

Результативность

Результаты логопедической коррекции с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе

    Консультативно-просветительское направление

Консультации

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР, для направления на ПМПК

Примеры формулировок задач к коррекционным занятиям

Родительские собрания

Выводы:

Работа на школьном логопункте за 2015-2016 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась коррекционно-развивающая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.

Результаты логопедического обследования учащихся в мае 2015 - 2016 учебного года и коррекционно-развивающей работы показали положительную динамику. Но не все дети посещали логопедические занятия. Из учащихся 1-х классов родители 2-х детей отказались от коррекционных занятий. Это Майорова З., Максаев К. Очень редко посещали занятия учащиеся 1«а» класса цыганской национальности: Волошина Л.и

Мариенко К.

Все вышеизложенное позволяет определить основные задачи работы учителя-логопеда на 2016/2017 учебный год:

1.Продолжить коррекционную работу по последовательной реализации комплексного подхода при выявлении и коррекции речевой патологии учащихся школы, усилить личностно-ориентированный подход к детям в процессе обследования речи и осуществления динамического наблюдения с целью уточнения состояния и особенностей развития устной и письменной речи учащихся.

2.На следующий учебный год необходимо зачислить тех учащихся

(второй класс), с которыми не закончена коррекционно- развивающая работа, а также первоклассников, которые посещали речевые группы детских дошкольных, имеющих медицинское предписание для логопедческого сопровождения учебного процесса.

3.Совершенствовать работу по изучению и внедрению современных диагностических методик, проводить психолого-педагогические консилиумы для решения наиболее сложных проблем диагностики и коррекции речевых нарушений у учащихся школы.

Проблемы логопедического пункта

1. Увеличился процент учащихся, имеющих сложную структуру дефекта, часто сопровождающуюся интеллектуальной недостаточностью; увеличилось количество учащихся, имеющих различные проявления речевого недоразвития, что не может не сказаться на результатах обучения.

2. Не систематическое посещение логопедических занятий без уважительной причины, не оказание помощи в улучшении речи ребенка со стороны родителей.

АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

МБОУ СОШ № 20

за 2014-2015 учебный год

Цель:

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у учащихся, а так же предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Задачи логопедической работы:

Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

Коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учающимися общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.

В этом учебном году работа логопеда осуществлялась в пяти направлениях :

организационная работа, коррекционная, научно-методическая работа, работа с родителями,

взаимодействие с педагогами.

1. Организационная работа.

1. В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего

времени, оформлена другая необходимая документация: речевые карты, журнал обследования

устной и письменной речи, журнал учета посещений занятий, журнал для консультаций

родителей.

2. Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал. Подбор учебно-методического пособия для работы по коррекции различных видов дисграфий, и нарушений устной речи.

2. Коррекционная работа.

классах. По результатам данных диагностики коррекционно-логопедическая работа строилась на

письма и чтения у младших школьников, в работе использовались технологии Мазановой Е.В., Садовниковой и др.

Основная цель работы – своевременное выявление и оказание помощи детям с

нарушениями устной и письменной речи, формирование предпосылок для дальнейшего усвоения

материала по русскому языку, воспитание у детей правильной, четкой речи, развитие умения

пользоваться родным языком, обогащение словарного запаса и развитие связной речи.

Все учащиеся первых классов прошли диагностику устной речи. С учащимися 2 классов

была проведена диагностика письменной речи. По результатам диагностики на занятия с

логопедом были зачислены 22 учащихся среди 1-2-х классов.

С ними проводились коррекционные групповые и индивидуальные занятия логопеда

согласно циклограмме рабочего времени, по устранению отдельных нарушений звукопроизношений, а также работа по устранению дефекта оглушения парных

согласных. Особое внимание уделялось работе по устранению нарушений фонематического слуха.

Из 1-х классов зачислено 11 учащихся, из 2 классов 11 учащихся.

учащихся-логопатов, по результатам диагностики 10 учащихся 1-х классов выпущены с

значительными улучшениями, остальные дети (1 человек) нуждаются в продолжение

коррекционных занятий, это объясняется тем, что учащийся был зачислен только в марте месяце. Из учащихся 2 классов выпущено 5 учеников (в течение года выбыло 5 учащихся 2 классов), 1 ученик нуждаются в продолжении занятий с логопедом.

3. Научно-методическая работа

За 2014-2015 учебный год посетила различные городские семинара посвящённые проблеме инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ.

На школьном сайте размещался различный материал как для родителей так и для учителей

4. Работа с родителями:

Индивидуальные консультации с родителями детей имеющих различные нарушения речи

(сентябрь-май), где осуществлялся показ приемов и упражнений по преодолению нарушений

звукопроизношений, обучению чтению, дети направлялись на дополнительные консультации к

психологу, психиатру, невропатологу. Беседы с родителями учащихся выведенных на городскую ПМПК;

5. С целью взаимосвязи с другими специалистами ОУ осуществлялись следующие

мероприятия:

1. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития -

по результатам мониторинга.

2. Знакомилась с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку),

психолога, учителей физ. культуры.

3. Была подготовлена необходимая документация к заседанию ПМПК совместно с другими

специалистами ОУ.

4. Консультировалась со специалистами ОУ.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за прошедший

учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные

специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Учитель-логопед М.В. Щерба

Загрузка...
Top