Налоговые санкции. Виды налоговых правонарушений Ответственность за совершение налогового правонарушения

Российское законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные ими налоговые правонарушения.

Финансовые санкции - это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений.

Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.

Административная ответственность. Под административной ответственностью как вида юридической ответственности следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В статье 108 НК РФ устанавливаются следующие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. 1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. 2. Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. 3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ. 4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. 5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. 6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

5.Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Законодательство установило как ряд положений, исключающих привлечение к ответственности лица виновного в совершении налогового правонарушении и положений, смягчающих ответственность налогоплательщика, так и положения, отягощающие эту ответственность. Согласно статье 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: 1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; 2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; 3. Выполнение налогоплательщиком или агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. При наличии хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3. Иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Соответствующие налоги органы не могут самостоятельно увеличивать или уменьшать размеры штрафных санкций, такие полномочия остались только у судов. Бремя доказательства в суде факта смягчающих ответственность обстоятельств ложится на обвиняемое лицо, а отягчающих ответственность - на налоговые (таможенные) органы. Формулировки, которые законодатели предусмотрели в данной статье, не являются однозначно исчерпывающими и допускают различные толкования. Относятся эти формулировки только к физическим лицам, или могут быть распространены на организации? Очевидно, что отсутствие в статьях НК конкретизирующих признаков является аргументом в пользу их расширенного толкования. Кроме того, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не является закрытым, поскольку существует возможность смягчения ответственности вследствие каких-то иных обстоятельств, что предусмотрено п.3 ст. 112. Важно отметить и тот факт, что хотя совершение аналогичного правонарушения отнесено к отягчающим ответственность обстоятельствам, определение аналогичности данного и ранее совершенных правонарушений остается неоднозначным.

Аналогичными могут быть признаны правонарушения, которые, хотя и могут быть отнесены к разным составам и статьям, но имеют общие квалифицирующие признаки, либо сходный характер действий виновного лица. При таком подходе правонарушения, предусмотренные разными пунктами одной статьи, и даже разными статьями, могут рассматриваться как аналогичные. Например, как аналогичные правонарушения могут трактоваться нарушение срока постановки на учет (ст. 117 НК РФ) и уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК). С другой стороны, не аналогичными будут признаны такие правонарушения, как непредставление налогоплательщиком налоговому органу сведений о себе. Очевидно, что в силу неясности данного момента в законодательстве, толкование этих норм будет окончательно разрешено только арбитражной практикой.

Заключение

Складывающиеся реалии современной жизни наглядно демонстрируют, что процесс формирования нового налогового законодательства выявил особую актуальность вопросов ответственности за налоговые правонарушения. Неустранимая зависимость государственного бюджета по большей части от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность краеугольным камнем системы налоговых правоотношений и потребовала ее четкой правовой регламентации.

Проведенная в процессе исследования системная аналитическая работа позволила сделать ряд важных заключений.

Так был обоснован тот факт, что финансовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, структурно дифференцированный в свою очередь на бюджетную, налоговую, валютную и иные подвиды юридической ответственности. Правовый нормы, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой ответственности, в своей совокупности образуют комплексный институт финансового права, и входят как в его общую, так и в особенную части отрасли.

В дальнейшем было установлено, что налоговая ответственность как теоретическая категория не носит комплексный характер. Вместо этого она представляет собой разновидность финансовой ответственности. Комплексной можно назвать ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, которая включает в себя меры не только и не столько налоговой (финансово-правовой), сколько административной и уголовной ответственности.

При освещении некоторых проблем, возникающих в процессе привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений был рассмотрен комплекс необходимый поправок законодательства.

В целях соблюдения принципов справедливости, презумпции невиновности и равенства прав сторон налогового спора было предложено дополнить раздел VII Налогового кодекса РФ главой «Производство по пересмотру решений налоговых органов по жалобам налогоплательщиков в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами». Кроме того, сделан вывод о необходимости введения в налоговое законодательство института досудебного соглашения о сотрудничестве, при помощи которого налоговые органы получают возможность смягчить налогоплательщику тяжесть наказания, применяемого за совершение налогового правонарушения. Наконец, в работе обосновывается, что технические ошибки и опечатки, а также несущественные нарушения форм представления документов и иных сведений, не препятствующие налоговым органам осуществлять налоговый контроль, не должны являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.

Эти и другие мер позволят, в известной степени, несколько улучшить ситуацию в налоговой сфере, в то же время не стоит питать иллюзий на этот счет.

Список литературы:

1.Налоговый Кодекс Российский Федерации, часть 1

2.Постатейный комментарий к Налоговому Кодексу РФ

3.Конституция Российской Федерации

4.Правовая система “КонсультантПлюс” (www.consultant.ru)

5."Налоги и налогообложение" - учебник для ВУЗов. Теория и практика налогообложения. Налоговое право. Налоговое планирование и контроль. Под редакцией доктора экономических наук профессора М. В. Романовского и профессора О. В. Врублевской. Издательство "Юпитер", Москва 2012 год.

Портал «Федеральная Налоговая Служба» (www.nalog.ru)

НК РФ насчитывает не один десяток всевозможных налоговых правонарушений. В чем именно проще всего ошибиться и как за это придется отвечать?

Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
  • несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.

Рассмотрим эти правонарушения и ответственность за их совершение более подробно.

Нарушение порядка постановки на налоговый учет

Налоговый кодекс обязывает все организации встать на налоговый учет по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений.

В первом случае постановка на учет проводится налоговыми инспекциями одновременно с государственной регистрацией фирмы.

Чтобы встать на учет по месту нахождения обособленных подразделений, в течение месяца со дня их создания нужно подать в налоговую инспекцию сообщение.

Если вы нарушите срок подачи сообщения, налоговая инспекция оштрафует вашу фирму на 10 000 рублей. Причем не важно, насколько вы опоздали с подачей сообщения, - сумма штрафа одна, независимо от срока опоздания (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Если обособленное подразделение открыто на территории, контролируемой налоговой инспекцией, в которой фирма уже состоит на учете, повторно становиться на учет не нужно.

Обратите внимание

Несмотря на то что филиалы и представительства считают обособленными подразделениями, сообщать об их создании не нужно (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Следовательно, и штрафовать компании, которые открывают филиалы и представительства, на этом основании нельзя.

Контролеры поставят их на учет сами после получения сведений из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). О создании других обособленных подразделений налоговую инспекцию нужно информировать.

Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию сообщение. Оно может быть подано и в электронном виде. В этом случае сообщение нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя фирмы или иного уполномоченного лица.

Подать заявление нужно в течение месяца после создания обособленного подразделения или в течение трех дней со дня изменения сведений о нем (п. 2 ст. 23 НК РФ). Таким изменением может быть, например, смена местонахождения обособленного подразделения.

Срок в один месяц истекает в тот же день следующего месяца. Если в месяце нет такого числа, то срок заканчивается в последний день этого месяца.

Если месячный срок подачи заявления оканчивается на нерабочем дне, то крайний срок переносится на следующий рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

Помните: чтобы взыскать штраф, инспекция должна доказать, что обособленное подразделение создано. То есть там оборудованы стационарные (созданные на срок более месяца) рабочие места.

ПРИМЕР

Компания решила открыть филиал в г. Переславле-Залесском. С этой целью она провела подготовительные мероприятия. В частности, в марте были наняты директор и бухгалтер.

В июне фирма подала в налоговую инспекцию заявление о постановке на налоговый учет. Налоговики посчитали, что датой создания филиала является день назначения на должность директора филиала. На этом основании они оштрафовали фирму на 5000 руб. Фирма обратилась в суд.

Арбитры признали решение инспекции незаконным, поскольку филиал считается созданным, если там оборудованы стационарные рабочие места (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 мая 2006 г. № А82-12661/2005-29).

Если вы вели деятельность без постановки на учет в налоговой инспекции, она может оштрафовать вашу фирму на 10% от доходов, которые вы получили за это время, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе не указан. Из-за этого между фирмами и налоговыми инспекциями часто случаются споры.

Поэтому, если вы не хотите тратить время на судебные разбирательства, постарайтесь подать сообщение с самой ранней из всех возможных дат (даты издания приказа о создании подразделения, заключении договора об аренде или приобретении помещения под подразделение и т. д.).

Отметим, что оштрафовать фирму могут только в том случае, если сообщение о создании ею обособленного подразделения в налоговую инспекцию не подавалось.

Если заявление подано позже установленного срока, обязанность фирмы по сообщению о создании обособленного подразделения является исполненной. В этом случае оштрафовать ее в соответствии с пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса нельзя (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 г. № 15АП-7650/2011).

Нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке

Если фирма или предприниматель , нужно в течение семи рабочих дней сообщить об этом в налоговую инспекцию.

За нарушение этого срока налоговики могут оштрафовать компанию или предпринимателя на 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

К счетам Налоговый кодекс относит расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

На такие счета зачисляют и с них можно расходовать денежные средства фирмы или предпринимателя. Это:

  • расчетный счет;
  • текущий валютный счет.

Ссудный счет, если с него нельзя напрямую (без зачисления на расчетный счет) списывать деньги, под определение «счет» не подходит. Поэтому сообщать о его открытии или закрытии не нужно.

Не надо сообщать в инспекцию и о депозитном счете. Его открывают на основании договора банковского вклада. И пока договор действует, списать деньги со счета нельзя (ч. 3 ст. 834 ГК РФ). Следовательно, он не соответствует требованиям статьи 11 Налогового кодекса (письмо Минфина РФ от 9 июня 2009 г. № 03-02-07/1-304, постановления ФАС Московского округа от 10 марта 2006 г. по делу № КА-А40/1433-06 и от 28 марта 2006 г. по делу № КА-А40/2217-06).

Транзитный валютный счет банк открывает без участия фирмы (автоматически). Таким образом, он также не соответствует определению счета, данному в Налоговом кодексе. Поэтому сообщать о нем налоговикам не нужно.

Это подтверждает и судебная практика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 августа 2011 г. № А56-67325/2010, от 13 июля 2011 г. № А56-67223/2010).

Сообщение об открытии (закрытии) счета может быть представлено в налоговую инспекцию в письменной форме лично, через представителя или по почте (заказным письмом) либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 7 ст. 23 НК РФ).

Форма сообщения (№ С-09-1) утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 года № ММВ-7-6/362@.

Если руководитель фирмы или предприниматель не сообщили об открытии или закрытии счета из-за болезни и других уважительных причин, следует назвать их суду. Он может счесть их смягчающими обстоятельствами и снизить штраф.

ПРИМЕР

Предприниматель Шаламова Т.М. открыла в филиале Сбербанка РФ расчетный счет, но не сообщила об этом в инспекцию.

Налоговики вынесли решение о привлечении Шаламовой к ответственности за нарушение срока представления в налоговой орган информации об открытии счета в виде штрафа, равного 5000 рублей.

Предприниматель штраф не уплатила. Инспекторы обратились в суд.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Шаламова Т.М. долгое время находилась на амбулаторном лечении, в связи с чем не могла сообщить об открытии банковского счета. Кроме того, в ее жизни на тот момент имели место сложные семейные обстоятельства.

Суд признал эти причины смягчающими ответственность и снизил размер штрафа до 500 руб. (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2006 г. по делу № А33-11760/05-Ф02-258/06-С1).

Если фирма или предприниматель не сообщили об открытии или закрытии счета по вине банка, нужно объяснить это суду. Если он признает, что налогоплательщик не виноват, можно избежать штрафа.

ПРИМЕР

Фирма не сообщила в установленный срок налоговому органу о закрытии расчетного счета в банке.

Инспекция обратилась в арбитражный суд, чтобы взыскать с фирмы штраф в размере 5000 рублей.

Налоговики проиграли дело, так как суд признал, что вины компании в пропуске срока нет, поскольку инициатором закрытия счета выступил банк. О своем решении он фирму не уведомил (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 января 2006 г. № Ф04-10018/2005 (18871-А27-23)).

Обратите внимание

Обратите внимание: если фирма открывает счета для своих обособленных подразделений, то извещать об этом нужно налоговую инспекцию головного подразделения. Посылать отдельные сообщения в инспекции по месту нахождения филиалов не надо (письмо МНС России от 6 февраля 2004 г. № 24-1-10/93).

Непредставление налоговой декларации

Ответственность за это нарушение предусмотрена в статье 119 Налогового кодекса РФ. Причем независимо от срока опоздания с декларацией размер штрафа - 5% от неуплаченной суммы налога, но не более 30% от неперечисленной суммы налога по декларации и не менее 1000 рублей.

Эта норма статьи 119 Налогового кодекса действует со 2 сентября 2010 года. При этом, если фирма не представила в налоговую инспекцию декларацию, а налог перечислила, штраф будет минимальный - 1000 рублей (письмо ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37- 7/16376@).

ПРИМЕР

Фирма должна была сдать декларацию по НДС за III квартал 2011 года не позднее 20 октября, но сделала это только 25 ноября. Таким образом, задержка составила два месяца: один полный (с 20 октября по 20 ноября) и один неполный (с 20 по 25 ноября).

По декларации фирма должна уплатить 10 000 руб., к 25 ноября компания должна уплатить 2/3 от этой суммы. Сумма штрафа составит 667 руб. (6666 руб. × 5% × 2 мес.), но размер штрафа не может быть меньше 1000 руб., поэтому компания должна заплатить 1000 руб.

Организация может потребовать уменьшения размера штрафа, наложенного до 2 сентября 2010 года за не вовремя сданную декларацию. Дело в том, что после вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ порядок расчета штрафов стал более либеральным. Он имеет обратную силу в части начисления санкций (п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Первоначально ФНС сделала невозможным применение этой нормы на практике (п. 1 письма ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС- 37-7/16376@), но впоследствии изменила свою позицию.

Пунктом 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ установлено, что если редакция Налогового кодекса, действующая со 2 сентября 2010 года, предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее действовавшая редакция, то за нарушения, совершенные до 2 сентября 2010 года, назначается штраф согласно последней редакции.

Взыскание «старых» штрафов (назначенных до 2 сентября 2010 года) производится только в части, не превышающей максимального размера санкций согласно редакции, действующей со 2 сентября 2010 года.

Кроме того, ФНС России в письме от 15 марта 2011 года № ЯК-4-8/3962 обязала все инспекции пересчитать суммы предъявленных до 2 сентября 2010 года, но еще не взысканных штрафов. А суммы, взысканные начиная с этой даты без учета изменений законодательства, зачесть или вернуть.

Следовательно, если у фирмы есть задолженности по начисленным до 2 сентября 2010 года, но не взысканным штрафам, она имеет право обратиться в свою налоговую инспекцию для перерасчета санкций. Это касается, в частности, компаний, которые до сих пор судятся с налоговиками.

Оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса инспекция может только в том случае, если не представлены налоговые декларации, иначе говоря, документы, в которых приведены расчеты налогов исходя из фактической налоговой базы за истекший налоговый период.

Но по некоторым налогам нужно платить авансовые платежи, которые представляют собой часть налога, уплаченную ранее (авансом). Расчет таких платежей декларацией не считается.

Чтобы наказать фирму (предпринимателя) за непредставление документов, отличных от налоговых деклараций, в том числе и расчетов по авансовым платежам, налоговики могут применить лишь статью 126 Налогового кодекса (непредставление документов, необходимых для налогового контроля). Штраф по этой статье - 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Однако зачастую инспекторы не разделяют понятий «налоговая декларация» и «расчет авансовых платежей» и применяют одни и те же санкции.

Такие действия следует оспаривать в вышестоящей инстанции и в суде.

ПРИМЕР

ООО «Перспектива» (г. Нерюнгри) задержало подачу расчета авансовых платежей по налогу на имущество за I квартал. Налоговая инспекция привлекла фирму к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса. Чтобы взыскать штраф, инспекция обратилась в суд (в тот период времени еще действовал судебный порядок взыскания штрафов). Суд отказал в иске, поскольку расчет авансовых платежей декларацией не является.

Выводы арбитров основывались на следующем: Налоговый кодекс предусматривает два типа документов, которыми фирма отчитывается перед инспекцией: расчет авансовых платежей и налоговая декларация.

Поскольку налоговый период по налогу на имущество - год, то и декларацию подают по итогам года.

А по итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия и девяти месяцев) представляют расчет авансовых платежей. Штрафовать за нарушение сроков сдачи такого расчета по статье 119 Налогового кодекса, констатировали судьи, нельзя (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2006 г. № А58-4095/05-Ф02-6999/05-С1).

Если фирма или предприниматель задержали подачу декларации на незначительный срок или, несмотря на просрочку, сам налог заплатили вовремя, нужно обратить на это внимание налогового органа или суда. Они могут расценить это как смягчающее обстоятельство и снизить сумму штрафа.

Размер штрафа рассчитывают от неперечисленной суммы налога, а не начисленной к уплате в бюджет. Это значит, что, если ваша компания налог уплатила, а декларацию не представила, штраф cоставит 1000 рублей.

Аналогичный порядок действует, если по декларации, поданной с опозданием, сумма налога к уплате равна нулю. В этом случае с фирмы также будет взыскан штраф в размере 1000 рублей. Такие разъяснения дает ФНС России в письме от 26 ноября 2010 года № ШС-37-7/16376@.

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации

Cо 2 сентября 2010 года в Налоговый кодекс включена статья 119.1, предусматривающая ответственность за нарушение установленного способа сдачи декларации.

В статье 119.1 предусмотрено, что несоблюдение порядка представления налоговой декларации или расчета в электронном виде наказывается штрафом в размере 200 рублей.

Это правило касается тех компаний, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, а делают это на бумажном носителе. Таким образом, штраф для таких фирм составит 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом.

При этом декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи.

Напомним, что сдавать отчетность в электронной форме обязаны компании, численность которых за предыдущий год превышает 100 человек.

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Каждая фирма обязана по установленным правилам вести учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения.

Если компания грубо нарушила эти правила, инспекция может оштрафовать ее на 10 000 рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ).

Обратите внимание

По статье 120 Налогового кодекса налоговики могут оштрафовать только фирму. Предприниматель ответственности по этой статье не несет.

Грубым нарушением правил считается:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Обратите внимание

Календарный год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря. А значит, нарушения не будут систематическими, если совершены, например, в декабре 2011 года и в январе 2012 года.

Если инспектор оштрафовал фирму за отсутствие документов, не относящихся к первичным, к счетам-фактурам или регистрам бухгалтерского учета, его решение незаконно.

К первичным закон относит документы, которыми оформляется каждый факт хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Чтобы ответить на вопрос, относится документ к первичным или нет, нужно установить, оформляет ли он какой-либо факт хозяйственной жизни. Если нет, то это не первичный документ.

Например, договор. Несмотря на то что он содержит все реквизиты первичных документов, к ним он не относится. Договор не оформляет факт хозяйственной жизни, а только устанавливает намерения сторон совершить определенные действия. Поэтому налоговики не могут оштрафовать фирму по статье 120 Налогового кодекса за отсутствие договоров.

Кроме того, инспекторы не вправе оштрафовать по этой статье, если фирма неправильно оформила первичные документы, счета-фактуры или регистры бухгалтерского или налогового учета.

ПРИМЕР 1

Налоговая инспекция оштрафовала ООО за грубое нарушение правил учета (ст. 120 НК РФ). Основанием для наложения штрафа явилось неверное заполнение авансовых отчетов.

Фирма не согласилась с этим и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекторов недействительным.

Суд удовлетворил требования ООО, потому что статья 120 Налогового кодекса устанавливает ответственность только за отсутствие первичных документов, а не за их неправильное оформление (постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2009 г. № КА-А40/14432-09).

Если фирма грубо нарушала правила учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения в течение более чем одного налогового периода, штраф возрастет до 30 000 рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ).

ПРИМЕР 2

Фирма получила аванс под будущую поставку товара. Бухгалтер отразил суммы аванса в учете, но не начислил на них НДС. Это грубое нарушение правил учета объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Подобные случаи произошли в двух разных кварталах.

Налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на 30 000 руб.

Если из-за грубого нарушения правил учета фирма занизила налоговую базу по каким-либо налогам, инспекция может оштрафовать ее на 20% от суммы неуплаченных налогов, но не менее чем на 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ).

ПРИМЕР 3

Бухгалтер фирмы за год дважды не отразил выручку от реализации в учете:

  • первый раз во II квартале - в размере 3 540 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 540 000 руб.);
  • второй раз в III квартале - в размере 1 180 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 180 000 руб.).

В ходе выездной проверки это обнаружила налоговая инспекция. Общая сумма неуплаченного НДС по итогам года составила 720 000 руб. (540 000 + 180 000).

В этом случае налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на сумму 144 000 руб. (720 000 × 20%).

Фирма может избежать штрафа за грубое нарушение правил учета, если доплатит в бюджет налог, уплатит пени, а затем подаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию по этому налогу. Сделать это нужно до назначения выездной налоговой проверки (ст. 81 НК РФ).

Между тем, по мнению финансистов, факт неуплаты недоимки и пеней в бюджет до сдачи "уточненки" в налоговую инспекцию, не является основанием для привлечения фирмы к налоговой ответственности (письмо Минфина РФ от 12 августа 2013 г. № 03-02-07/1/32578). Прежде чем выписать штраф, налоговики должны установить факт совершения правонарушения (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Большинство арбитражных судов также считают, что неуплата налога и пени до подачи уточненной декларации не является безусловным основанием для взимания штрафа (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2013 г. № А27-8594/2012, Уральского округа от 14 февраля 2013 г. № Ф09-14411/12, Поволжского округа от 8 февраля 2013 г. № А06-5490/2010). Судьи указывают, что для привлечения фирмы к ответственности инспекторы должны установить реальную задолженность по налогу, отсутствие переплаты по нему, а также по иным налогам в бюджет того же уровня. Так, в споре, рассмотренном ФАС Поволжского округа, у компании имелась переплата, которая превышала сумму к доплате по данным "уточненки". Поэтому привлечение компании к налоговой ответственности было признано неправомерным.

Неуплата или неполная уплата налога

Если фирма или предприниматель вовремя не заплатят налог, у них возникнет недоимка.

Со дня, следующего за крайним сроком уплаты налога, по день фактической уплаты включительно налоговики начислят пени. Их определяют в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка - 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

ПРИМЕР

ООО «Пассив» должно было заплатить налог в размере 100 000 руб. не позднее 15 сентября, но сделало это только 30 сентября. Пени начисляют с 16 по 30 сентября включительно, то есть за 15 дней. Ставка рефинансирования в этот период - 11% годовых.

Сумма пеней составит:

100 000 руб. × 11% : 300 дн. × 15 дн. = 550 руб.

Обратите внимание: пени не начисляют, если по решению суда счет фирмы был заблокирован. Если инициатором блокировки выступила налоговая инспекция, пени на недоимку продолжают начисляться (п. 3 ст. 75 НК РФ).

По некоторым налогам нужно платить авансовые платежи. К примеру, их уплата предусмотрена по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, "упрощенному" налогу.

Неуплата или несвоевременная уплата авансового платежа также влечет начисление пеней на сумму, не перечисленную в установленный срок (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Обратите внимание

На непогашенную задолженность по пеням еще раз пени не начисляют.

Если фирма (предприниматель) самостоятельно не погасит долг по налогу и начисленные на него пени, инспекция направит ей требование об уплате налога. Если фирма (предприниматель) не уплатит долг в отведенный в требовании срок, налоговики могут взыскать сумму долга в бесспорном порядке (без обращения в суд). Принять решение об этом они должны не позднее двух месяцев после того, как истек срок исполнения требования об уплате налога. Если они пропустят этот срок, то взыскать с должника пени и налог можно будет только через арбитражный суд (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Помимо начисления пеней налоговая инспекция может оштрафовать фирму (предпринимателя).

Размер штрафа - 20% от неуплаченной суммы налога.

Если налоговики докажут, что фирма или предприниматель не уплатили налог умышленно, то штраф возрастет до 40% от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).

ПРИМЕР

ООО «Актив», применяющее систему налогообложения в виде ЕНВД, занимается розничной торговлей. В ходе проверки налоговая инспекция установила, что организация использовала неверную величину физического показателя. В результате чего сумма ЕНВД, начисленного за II квартал, была занижена на 9000 руб.

В данном случае ООО «Актив» могут привлечь к ответственности по статье 122 Налогового кодекса. При этом штраф составит 1800 руб. (9000 руб. × 20%). Если налоговые органы докажут, что фирма намеренно исказила величину физического показателя, штраф возрастет до 3600 руб. (9000 руб. × 40%).

Обратите внимание: фирму (предпринимателя) могут оштрафовать, только если в результате неуплаты налога у нее возникла недоимка (постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Если в предыдущем периоде у фирмы (предпринимателя) была переплата в тот же бюджет (внебюджетный фонд) и она больше, чем неуплаченная сумма, оштрафовать ее нельзя.

Можно избежать штрафа, если вовремя исправить ошибку в исчислении налога. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по этому налогу (до назначения в фирме выездной налоговой проверки), доплатить налог и уплатить пени. Тем не менее, Минфин России придерживается мнения, что если до сдачи уточненной декларации вы не уплатите недостающую сумму налога и пени, это не будет являться налоговым правонарушением (письмо Минфина РФ от 12 авгута 2013 г. № 03-02-07/1/32578). Позиции финансистов придерживается большинство арбитражных судов. Подробно об этом читайте пункт «Грубое нарушение правил учета доходов и объектов налогообложения».

Нарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 (грубое нарушение правил учета, повлекшее занижение налоговой базы) и статьей 122 (неуплата или неполная уплата налога) Налогового кодекса, очень похожи. Но налоговики не могут оштрафовать вас за одно и то же правонарушение два раза (определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О).

Обратите внимание

Фирму не могут оштрафовать по статье 122, если неуплата налога произошла из-за применения в контролируемых сделках нерыночных цен. В этом случае последуют налоговые санкции по статье 129.3 Налогового кодекса.

Невыполнение обязанности налогового агента

В некоторых случаях фирмы и предприниматели выполняют обязанности налоговых агентов. Это означает, что они должны удерживать и перечислять в бюджет некоторые налоги из денег, выплачиваемых своим контрагентам. К числу таких налогов относят:

  • налог на доходы физических лиц, который нужно удерживать из зарплаты работников и выплат другим лицам;
  • налог на прибыль организаций, который нужно удерживать, например, из выплат в пользу иностранных фирм;
  • НДС, который нужно удерживать, например, из арендной платы за пользование государственным или муниципальным имуществом.

ПРИМЕР

Работник Павлов И.Д. является акционером ЗАО. В июне 2008 года общество выплатило Иванову заработную плату, премию, дивиденды по итогам деятельности общества в минувшем году.

Со всех этих сумм ЗАО должно удержать у Павлова и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц. В этой ситуации Павлов является налогоплательщиком НДФЛ, а общество выступает как налоговый агент.

За невыполнение обязанности налогового агента инспекция может оштрафовать фирму или предпринимателя на 20% от суммы неудержанного или неперечисленного налога (ст. 123 НК РФ).

В этом случае правонарушением считается не только факт неперечисления налога (непоступления денег в бюджет), но и факт его неудержания. Даже если сумму налога агент в бюджет уплатил.

Обратите внимание

Налоговая инспекция может оштрафовать фирму (предпринимателя) по статье 123 Налогового кодекса в том случае, если компания имела возможность удержать сумму налога, но не сделала этого. Если такой возможности не было (например, при расчетах с контрагентами бартером), оштрафовать за то, что фирма (предприниматель) не удержала налог, нельзя (п. 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. № 5).

ПРИМЕР

Налоговая инспекция оштрафовала ООО «Праймери Дон-1» по статье 123 Налогового кодекса за неперечисление налогов.

Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что фирма не перечислила НДФЛ с денежных средств, выплачиваемых за питание и проживание иностранных лиц, нанятых ООО для установки специального оборудования. Фирма не согласилась с решением налоговиков и обжаловала его в арбитражном суде.

Суд, исследовав обстоятельства дела, пришел к выводу, что у ООО «Праймери Дон-1» отсутствовала реальная возможность удержать налог с денежных средств, выплачиваемых за проживание и питание иностранных специалистов. На основании этого арбитражный суд признал решение инспекции о привлечении общества к ответственности по статье 123 Налогового кодекса недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2007 г. по делу № Ф08-247/2007-105А).

Если вы не можете удержать налог, в течение месяца письменно сообщите об этом в налоговую инспекцию (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). В письме укажите сумму задолженности налогоплательщика. Получив письмо, налоговая инспекция должна взыскать налог самостоятельно.

Если этого не сделать, налоговики вправе оштрафовать вас по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля (штраф - 200 руб. за каждый непредставленный документ).

Обратите внимание

Если фирма (предприниматель) могла удержать налог, но не сделала этого, инспекция может только оштрафовать ее. Взыскать с фирмы неудержанную сумму и пени она не вправе.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 24 сентября 2007 года по делу № КА-А40/9418-07 сказано, что ответственность по статье 123 Налогового кодекса предусмотрена только в виде штрафа, составляющего 20% от суммы неудержанного налога. Взыскание же всей суммы неудержанного налога означает применение штрафа в размере 100%, что не предусмотрено Налоговым кодексом.

Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге

Налоговики вправе арестовать имущество фирмы или принять в отношении него обеспечительные меры в виде залога.

Арест налагают, если компания в установленные сроки не платит налоги, пени, штрафы, и у инспекторов есть основания полагать, что она может скрыть свое имущество.

Обратите внимание

Арест возможен только с санкции прокурора.

Использовать арестованное имущество в работе фирма может только с разрешения и под контролем инспекции. А распоряжаться этим имуществом - сдавать его в аренду, в залог, продавать, вносить в уставный капитал других фирм и т. д. - либо вообще не может (при полном аресте), либо может, но также только с разрешения налоговиков (при залоге и частичном аресте) (ст. 77 НК РФ).

Если фирма нарушила этот порядок, инспекция может оштрафовать ее на 30 000 рублей (ст. 125 НК РФ).

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

В процессе выездной или камеральной проверки налоговики вправе истребовать у компании документы.

Для этого они должны вручить представителю фирмы лично под расписку или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, либо направить по почте заказным письмом требование, которое нужно выполнить в десятидневный срок.

Если вовремя не представить требуемые документы, налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму или предпринимателя на 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если инспекторы не указали в требовании какие-то документы, но при этом требуют их у вас, вы вправе отказать им. Оштрафовать вас и изъять такие документы налоговики не смогут.

Часто в требовании о представлении документов налоговики не указывают реквизиты и количество нужных им бумаг. Например, инспекторы могут потребовать первичные документы без указания их названий, номеров и дат, регистры бухгалтерского учета за тот или иной период тоже без указания их названия и т. п. Если в такой ситуации фирма документы не представит, оштрафовать ее не смогут.

ПРИМЕР

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «КОНСУЛ-Т» штрафа за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проверки. Суд первой инстанции удовлетворил требования истца.

Однако апелляционный суд отменил это решение и отказал налоговому органу в праве на взыскание с общества штрафа. Свою позицию он обосновал тем, что инспекторы не указали в требовании конкретный перечень запрашиваемых документов и их количество.

Суд кассационной инстанции поддержал апелляционный суд и признал его решение верным (постановление ФАС Уральского округа от 25 января 2006 г. по делу № Ф09-6305/05-С2).

Обратите внимание: оштрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса инспекторы вправе только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у фирмы (предпринимателя) в наличии и у нее была реальная возможность представить их в указанный срок.

Налоговый орган подал в суд заявление о взыскании с ООО «Харт» штрафа за непредставление в установленный срок требуемых документов (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Арбитражный суд отказал инспекции в удовлетворении иска. По его мнению, ответственность, установленную пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса, можно применить только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика в наличии и у него была реальная возможность их представить в указанный срок. Однако ООО «Харт» не имело возможности представить налоговикам необходимые документы ввиду их отсутствия (они уничтожены в результате пожара). Следовательно, оштрафовать общество по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса нельзя (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 июля 2007 г. по делу № А28-1129/2007-3/21).

Инспекция может оштрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса, если фирма вовремя не представила некоторые сведения о своей деятельности. Например, она должна сообщать:

  • обо всех случаях участия в российских (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и ООО) и иностранных фирмах - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенных сведениях об этих подразделениях: - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения, - в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении;
  • о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме его задолженности (для налоговых агентов) - в течение одного месяца со дня, когда агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • о невозможности удержать НДФЛ с доходов работника и о сумме его задолженности - не позднее одного месяца после окончания года, в котором получен доход;
  • о выплаченных гражданам доходах и удержанных налогах - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если фирма отказывается представить по запросу налогового органа имеющиеся у нее документы, уклоняется от их представления или представила документы с заведомо недостоверными сведениями, ее оштрафуют на 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Налоговая инспекция может запросить у компании информацию о деятельности других фирм или предпринимателей (например, когда проводит их проверку). Впрочем, инспекторов может заинтересовать лишь какая-то конкретная сделка. Относящуюся к ней информацию они вправе получить вне рамок выездной или камеральной проверок.

Если фирма (предприниматель) откажется представить информацию о партнере или представит документы не вовремя, ее накажут по статье 129.1 Налогового кодекса. Штраф составит 5000 рублей.

Если в этом же году налоговики снова обратятся с подобным требованием, а фирма (предприниматель) опять его не выполнит, то санкция возрастет до 20 000 рублей.

Чтобы получить у компании информацию о работе ее контрагентов, инспекция должна оформить письменное требование. Если она этого не сделала, оштрафовать фирму нельзя.

Более того, если контролеры располагаются в другом районе, запрашивать документы о работе контрагента они вправе только через налоговую инспекцию фирмы.

Для этого они направят инспекторам компании поручение об истребовании документов (информации). В нем укажут, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля возникла необходимость в дополнительных бумагах.

В течение пяти рабочих дней инспекция фирмы направит ей требование о представлении информации, приложив к нему копию поручения.

Получив требование, компания должна будет (тоже за пять рабочих дней) передать документы или сообщить о том, что этих документов у нее нет.

Если для того, чтобы найти необходимые бумаги, фирме нужно больше времени, следует сообщить об этом налоговикам. Они могут пойти навстречу компании.


Что за это будет?

Что Вам будет грозить, если чаша весов в конфликте с государством склонится не в Вашу пользу? Мобильное приложение ответит на этот вопрос.

Налоговые правонарушения - это несоблюдение налогоплательщиком обязанностей, установленных налоговым законодательством. Разберемся, какие виды нарушений бывают и какая установлена ответственность за совершение налоговых правонарушений.

В отношении нарушителей применяются налоговые санкции, штрафы. Все виды налоговых правонарушений подробно расписаны в главе 16 НК РФ (), в ней приведен перечень правонарушений. В качестве субъектов налоговых правонарушений выступают юридические лица, и санкции применяются в отношении именно юридических, а не должностных лиц. То есть штрафы платит организация, а не работник. Но тем не менее, если работодатель решит, что нарушение произошло по вине какого-либо сотрудника (например, бухгалтера), то он вправе потребовать возмещения понесенных в связи с этим штрафом расходов с виновного сотрудника. Но тут надо быть аккуратней, чтобы не нарушить права работников, установленных Трудовым кодексом.

Основные налоговые правонарушения бухгалтера: инфографика

Наиболее распространенные виды налоговых правонарушений и штрафы за них

  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Каждая вновь созданная фирма обязана встать на учет по месту нахождения в течении месяца. Причем, если существующая организация создает территориально обособленное структурное подразделение со стационарными рабочими местами, то это подразделение также нужно поставить в течении месяца на учет. В противном случае назначается штраф 10000 рублей. Если же предприятие или ИП ведут деятельность без постановки на учет, то назначается штраф в размере 10% от полученного за этот период дохода, но не менее 40000 рублей.
  2. Нарушение срока подачи сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ). Информацию об изменениях расчетного счета нужно подавать в течении 7-ми дней, за нарушение этих сроков штраф в размере 5000 рублей.
  3. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ). Штраф 5% от суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц со дня, установленного для её подачи в налоговую инспекцию. При этом штраф не может превышать 30% от суммы налога и не может быть меньше 1000 рублей. Чтобы не нарушать сроков предоставления, можно подать декларацию с ориентировочными данными налога (как правило, указываются заниженные данные), далее подается корректирующая декларация с правильными данными, и сумма налога доплачивается в бюджет, но в этом случае также нужно будет доплатить и пени за каждый день просрочки (считается как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ).
  4. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). К грубым правонарушениям относятся: отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, неправильно и несвоевременно составленные проводки, отражающие хозяйственные операции (в случае если это искажает отчетность). Ответственность за подобное правонарушения – штраф 10000 рублей (если оно выявлено в одном налоговом периоде), 30000 рублей (если нарушение продолжается в течении двух и более налоговых периодов). Если же неправильно отражены доходы и расходы организации и занижена налоговая база, то устанавливается штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40000 руб.
  5. Неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ).Если налогоплательщиком занижена налоговая база или неправильно посчитан налог, то в отношении него применяется данная статья. Полагающийся штраф - это 20% от неуплаченной суммы налога (если неумышленное нарушение), в противном случае штраф 40%. Наличие умысла в действиях налогоплательщика нужно еще доказать, причем в судебном порядке.
  6. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 НК РФ).В этой статье имеется в виду НДФЛ, который фирма обязана платить, выступая налоговым агентом. Штраф - 20% от суммы налога, подлежащего перечислению.
  7. Непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля (ст. 126 НК РФ). Штраф 200 рублей за каждый не предоставленный в установленный срок документ В качестве документов может выступать бухгалтерскую отчетность, справки 2-НДФЛ, среднесписочная численность и иные документы, предусмотренные налоговым законодательством. Также налоговая может потребовать документы, которые явились основанием для расчета налогов. При непредставлении этих документов либо предоставлении документов с недостоверными сведениями налагается штраф 10000 руб.
  8. Неправомерное не сообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ). Это правонарушение применяется в том случае, если фирма не уведомила налоговый орган о таких событиях, как приобретение долей и акций в уставном капитале другой организации либо выступила в ней учредителем. Эти сведения подаются в течении одного месяца, в противном случае налагается штраф в размере 5000 рублей. При повторном подобном правонарушении штраф возрастает уже до 20000 рублей.

Стоит отметить, что существует такое понятие, как срок исковой давности, по истечении которого уже невозможно привлечь к ответственности за совершение налоговых правонарушений. В отношении налоговых правонарушений применяется срок исковой давности - 3 года с момента совершения нарушения.

Налогоплательщик, совершивший деяние, отнесенное Налоговым кодексом к налоговому правонарушению, должен уплатить штрафную санкцию, предусмотренную за это деяние кодексом.

Привлечение за совершение налогового правонарушения может осуществляться только в полном соответствии с ч. I Налогового кодекса. Запрещается повторное привлечение за совершение одного и того же правонарушения.

Для физического лица налоговая ответственность наступает, если совершенное им деяние не содержит признака преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Привлечение организации к ответственности за налоговые правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законодательную силу решением суда.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возлагается Налоговым кодексом (ст.108 ч. I) на налоговые органы.

В таблице 1.3 содержатся отдельные виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение.

Таблица 1.4

Виды налоговых правонарушений

Виды правонарушений

Штраф

1. Нарушение срока постановки на учет в налоговых органах

5 тыс.руб.

2. Нарушение срока постановки на учет в налоговых органах на срок более 90 дней

10 тыс.руб.

Продолжение табл. 1.4

3. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

10 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

4. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев

20% доходов от данной деятельности

5. Нарушение установленного Налоговым кодексом (часть I) срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке

5 тыс.руб.

6. Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

5 % от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц, но не более 30 процентов и не менее 100 руб.

7. Непредставление в налоговый орган декларации в течение более 180 дней со дня установленного срока

30 % от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации и 10 % за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181 дня

8. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

5 тыс.руб.

9. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода

15 тыс.руб.

10. Деяния, указанные в пп.8-9 повлекли занижение налоговой базы

10 % от суммы неупла-ченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Окончание табл. 1.4

11. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления сумм налога или других неправильных действий (бездействий):

неумышленно

20 % от неуплаченной суммы налога

умышленно

40 % от неуплаченной суммы налога

12. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или помещение

5 тыс.руб.

13. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

50 рублей за каждый непредставленный документ

14. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которые наложен арест

10 тыс. руб

8.2.1. Система ответственности
за нарушение налогового законодательства

Выполнение обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения.

Нарушение законодательства о налогах и сборах – противоправное, виновное действие (бездействие), которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

Различают правовосстановительные и карательные меры, предусмотренные за нарушение налогового законодательства (см. рис. 8.1).

Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты. К таким мерам относится взыскание пени и недоимки . Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение.

Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

Карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства в качестве наказания дополнительные выплаты в виде денежных взысканий (штрафов). За наиболее тяжкие правонарушения – преступления – установлены наказания в виде лишения права занимать определенные должности, лишения свободы и др.

Рис. 8.1. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливаются в ряде нормативных актов. Так, главой 16 Налогового кодекса РФ установлены меры ответственности на налоговые правонарушения, в гл. 15 НК РФ об административных нарушениях предусмотрены виды ответственности за административные правонарушения в области налогов и сборов. Ответственность за налоговые преступления установлена Уголовным кодексом РФ.

8.2.2. Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции

Меры административной ответственности за нарушение налогового законодательства – налоговые санкции – установлены в гл. 16 НК РФ (табл. 8.1). Основанием административной ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения.

Таблица 8.1

Налоговые санкции

Вид налогового правонарушения

Налоговая санкция

Статья НК РФ

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ

5 тыс. руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней

20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тыс. руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке

5 тыс. руб.

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, если с момента наступления этого срока не прошло 180 дней

5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 100 р.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации

30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

Вид налогового правонарушения

Налоговая санкция

Статья НК РФ

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода

Грубые нарушения организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они повлекли занижение налоговой базы

10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

20 % от неуплаченной сумм налога (сбора)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно

40 % от неуплаченных сумм налога

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20 % от суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах

50 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК) совершенное повторно в течение календарного года

Нарушение установленного порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

Деяния, предусмотренные ст. 129-2.1, совершенные более 1 раза

Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

* Под грубым нарушением правил учета доходов расходов и объектов понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

8.2.3. Административные правонарушения
в области налогов и сборов

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежат должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом согласно ст. 2.4. КоАП следует понимать лицо:

  • постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
  • выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Так, например, законные представители организации привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за административные правонарушения в области налогов и сборов на основании ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ (табл. 8.2).

Следует отметить, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в ст. 15.4–15.9, 15.11 КоАП не применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.

Таким образом, лица, виновные в нарушении налогового законодательства привлекаются к административной и уголовной ответственности.

Таблица 8.2

Административные правонарушения в области налогов и сборов
в соответствии с КоАП РФ

Вид административного правонарушение (статья КоАП)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.3.1)

На должностных лиц 5–10 МРОТ

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.3.2)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4)

На должностных лиц 10–20 МРОТ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5)

На должностных лиц 3–5 МРОТ

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 15.6.1)

На граждан

на должностных лиц 3–5 МРОТ

Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 15.6.2)

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.7.1)

На должностных лиц 10–20 МРОТ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ст. 15.7.2)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) (ст. 15.8)

На должностных лиц 40–50 МРОТ

Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам (ст. 15.9)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов (ст. 5.11)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

8.2.4. Уголовная ответственность за налоговые преступления

Ответственность за нарушения в сфере налогообложения, содержащие признаки уголовного преступления предусмотрена ст. 194, 198 и 199 УК РФ.

Согласно ст. 14 УК РФ под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Для того чтобы называться преступлением, деяние должно:

  • быть общественно опасным;
  • проводиться в форме, предусмотренной и запрещенной уголовным законодательством и вызывающей определенного рода последствия;
  • совершаться виновно, т. е. определенным моральным и интеллектуальным отношением субъекта к своему действию и его последствиям.

Если в каком-то деянии присутствуют все указанные выше признаки, но деяние совершено лицом, не подлежащим уголовной ответственности, уголовное дело не будет возбуждено.

Состав преступления в совокупности образуют объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона преступления. Отсутствие одного из элементов состава преступления является обстоятельством, исключающим возможность производства по уголовному делу. Налоговые составы содержатся в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». В этой связи объектом данных преступлений являются отношения в сфере товарно-материального обращения. Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных последствий – нанесение материального ущерба государству, а также причинно-следственной связи между ними, которая означает, что наступление негативных последствий вызвано действиями преступника.

Следует отметить, что не все способы уклонения от уплаты налогов признаны преступными. Кроме того, налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами, исчисляются по-разному. В этой связи в УК РФ предусмотрены отдельные статьи за уклонение от налогов физических и юридических лиц.

В соответствии с российским законодательством субъектом налогового преступления признаются только физические лица. Причем уголовной ответственности подлежат только вменяемые физические лица (ст. 19 УК РФ), достигшие 16-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). Субъективной стороной налогового преступления выступает умышленное деяние физического лица, поскольку неосторожными признаются лишь те преступления, для которых данную форму вины допускают соответствующие статьи Особенной части УК РФ (ст. 24).

Основным видом налоговых преступлений как в России, так и за рубежом, является уклонение от уплаты налогов. Способом уклонения, как правило, выступает непредставление достоверной информации об объекте налого обложения. Таким образом, преступными признаются недекларирование или несвоевременное декларирование доходов. Однако наиболее серьезным считается деяние по искажению сведений, вносимых в налоговую декларацию.

Виды налоговых преступлений и наказаний за их совершение, предусмотренных УК РФ, приведены в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Уголовные правонарушения в области налогов и сборов
в соответствии с УК РФ

Преступление

Наказание

Статья УК РФ

крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет,

либо арест на срок от 4 до 6 месяцев ,

либо лишение свободы на срок до 1 года

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере

Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 мес. до 3 лет;

либо лишение свободы на срок до 3 лет

Крупным размером в ст. 198 признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. 10 % 300 тыс. руб.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. 1500 тыс. руб.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс.

либо арест на срок от 4 до 6 мес. ;

либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере

Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

либо лишение свободы на срок до 6 лет

Крупным размером в ст. 199 УК признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500 тыс. руб.

Особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500 тыс. руб.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов ;

либо лишение свободы на срок до 2 лет

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору

г) в особо крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере – 1500 тыс. руб.

Вопросы для самопроверки к теме 8.2

  1. Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение налогового законодательства?
  2. Что является мерой ответственности за налоговое правонарушение?
  3. Назовите основные правонарушения, совершаемые налогоплательщиками, предусмотренные НК РФ.
  4. Перечислите налоговые санкции, предусмотренные НК РФ за налоговые правонарушения.
  5. В каких случаях применяются налоговые санкции?
  6. Какой штраф предусмотрен за нарушение налогоплательщиком сроков постановки на налоговый учет?
  7. Что понимается под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности?
  8. Какие виды административной ответственности предусмотрены за правонарушения в области налогов и сборов?
  9. Объясните порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.
  10. Что понимается под уклонением от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах?

Библиография к теме 8.2

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  4. О налоговых органах в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.03.1991 г. №943-1.
  5. Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе. Постановление Правительства РФ от 30.09.2005 г. № 506.
  6. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговая ответственность. Применение гл. 16 Налогового кодекса РФ «Виды налоговых правонарушений». Сложные вопросы (из практики налогового консультирования) / Под ред. к.ю.н. А. В. Брызгалина. – Екатеринбург: Издательство «Налоги и финансовое право», 2005.
  7. Балабин В. И. Налоговое право: теория, практика, споры. - М.: Книжный мир, 2000.
  8. Климовский Р. В. Защита прав налогоплательщика. – М.: Эксмо, 2005.
  9. Кривова И. С., Малумов А. Ю. Как выиграть налоговый спор. – М.: Главбух, 2005.
  10. Ларичев В. Д., Бембетов А. П. Налоговые преступления. М.: Экзамен, 2001.
  11. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
  12. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. Ред. д.ю.н., проф. Ю. А. Крохина. 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2005.
  13. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
  14. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
  15. Петрова Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997.
  16. Платонова Л. В. Налоговая преступность. Социально-психологическая и криминологическая характеристики. – М.: Норма, 2005.
  17. Платонова Л. В. ОВД проверяет налогоплательщиков: организационно-правовые аспекты. – Спб.: Питер, 2005.
  18. Соловьев И. Н. Налоговые преступления: практика работы налоговых органов и судов. М.: Антропософия, 2002.
  19. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
  20. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт-Издат, 2006.
  21. Энциклопедия налоговых ошибок. 2-е изд. – М.: ООО «Статус-Кво 97», 2005.
  22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-e, перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2001.
Загрузка...
Top