Наше русское название луны месяц. Откуда к нам пришли названия солнца, луны и планет. Почему луну называют спутником Земли

Я долго думал о том, с чего начать наше замечательное путешествие по страницам истории самой древней науки - астрономии. И решил: прежде всего я расскажу вам, когда и как люди дали небесным светилам имена, привычные нам сегодня.

С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей. Солнце, дающее жизнь людям, животным и растениям, таинственно и постоянно меняющийся вид Луны, странные перемещения среди звезд "блуждающих светил" - планет, появление наводящих ужас "хвостатых звезд" - комет и, наконец, величественная и загадочная красота звездного неба - все это вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое, а также стремление связать то, что происходит на небе, с тем, что творится в повседневной жизни.

Заниматься наукой о Вселенной людей побуждали разные причины. Пожалуй, наиболее важными из них были все-таки три. Во-первых, наблюдения небесных светил помогали людям решать ряд важных практических задач, например определять наиболее благоприятные сроки начала посевных работ и сбора урожая, ориентироваться по Солнцу и звездам и т. д. Во-вторых, людям издавна хотелось узнать, что представляет собой небесное светило и какое место мы занимаем во Вселенной. В-третьих, без астрономических наблюдений не могли обойтись и астрологи, утверждавшие, что небесные светила ("звездные божества") управляют всеми земными делами. На протяжении тысячелетий астрономия и астрология были очень тесно связаны. Об этом свидетельствуют, в частности, данные, полученные археологами. На каменных и глиняных дощечках, дошедших до нас от древних шумеров (они жили в Месопотамии в V-III тысячелетии до нашей эры), обнаружены тексты астрономического и астрологического содержания. Да и в более поздние времена многие великие астрономы занимались астрологией. Например, Клавдия Птолемея (100-165 годы) астрологи и по сей день считают одним из основоположников "научной астрологии", хотя современные астрономы относятся к астрологии не как к науке, а как к "звездной религии".

Однако и астрономам, и астрологам необходимо было прежде всего придумать названия хотя бы самым главным небесным светилам. Многих людей и сегодня очень интересует вопрос о том, кто и когда дал им имена. Среди астрономов бытует даже анекдот о том, как после одной из лекций о Вселенной кто-то из слушателей признался лектору: "Вы очень интересно рассказали о Луне и планетах, Солнце и звездах, галактиках и Вселенной, но я все же не понял, как ученым удалось узнать имена планет и звезд..." В придуманных мною сказках для ребят ("Звездные сказки", "Сказочные приключения маленького астронома" и др.) светила, знакомясь с детьми - героями этих сказок, просто сообщают им свои имена, подобно тому, как это принято у людей. А на самом деле все было не так-то просто, и кое-что об этом вы сейчас узнаете.

Каждому ясно, что проблема наименования светила возникала лишь после того, как люди узнавали об этом светиле. Например, ни Коперник, ни Кеплер, ни Ньютон ничего не знали о планетах, находящихся дальше от Солнца, чем Сатурн. Поэтому в то время и не требовалось давать имена этим планетам. Другое дело светила, известные людям со времен древности и названные планетами, к которым тогда относили Солнце, Луну, а также видимые невооруженным глазом Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Они-то и были "планетарными богами", через которых, по убеждению астрологов, нашей жизнью управляет "Бог космоса".

Самым главным "планетарным богом" считалось, конечно, Солнце, название которого есть в языках всех народов мира. Славянское слово "Солнце" происходит от индоевропейского, означающего "светить". Суффиксы -н- и -ц- придают этому слову едва заметное ласкательное значение (сравните: "окно" - "оконце"), хотя, ласково обращаясь к дневному светилу, мы обычно говорим "Солнышко". По мнению филологов, упомянутые суффиксы подчеркивали особое уважение древних славян к Солнцу, их желание задобрить могущественного бога дневного неба. Поклонение Солнцу, или культ Солнца, существовало у многих народов. Дневное светило дало имя таким богам, как Гелиос (Древняя Греция), Ра (Древний Египет) и др.

К древнейшим известным людям светилам относится, конечно, и Луна - самое яркое светило ночного неба. Смысл его названия - "светящая", "блестящая". Правда, в отличие от Солнца, у ночной красавицы два имени - "Луна" и "Месяц". Второе имя, как вы знаете, связано с изменением вида Луны (лунными фазами), происходящим на протяжении месяца. Корень слова "месяц" имеет отношение к словам "мера", "мерить", а измеряли с помощью Луны время, ведь месяц стал одной двенадцатой частью года. Суффикс -яц- тоже, возможно, не зря добавлен к корню -мес- (опять же, чтобы как-то расположить к себе, задобрить ночное светило).

В астрономии естественный спутник Земли имеет единственное название - Луна. В честь Луны древние греки нарекли одну из своих богинь Селеной.

Древний Рим подарил нам названия таких планет, как Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. До римлян имена этим планетам давали другие народы, например древние греки, а до них - вавилоняне. Названия планет были не только "божественные" (то есть данные в честь богов), но и смысловые: Меркурий - "сверкающий", Венера - "несущая утро" (астрономы Древней Греции установили, что яркая вечерняя и утренняя "звезда" - одно и то же светило), Марс - "пламенный", Юпитер - "лучезарный", Сатурн - "сияющий".

Именами каких же богов названы планеты? У древних римлян Меркурий (от слова "товар", "торговать") был богом торговли, у греков это Гермес - вестник богов, один из могущественнейших сыновей самого Зевса. До сих пор его изображают в широкополой шляпе путешественника, волшебных крылатых сандалиях, позволяющих очень быстро перемещаться, и с магическим золотым жезлом, дающим ему необыкновенную власть над душами людей. Жезл Гермеса (кадуцей) выполнен в виде креста, который обвивают две змеи (символ времени, собранного в вечность). Вертикаль креста как бы соединяет "небо" и "преисподнюю", а горизонталь - "образ земного пути, пролегающего между двумя космическими полюсами". Постепенно из мифологического образа Гермеса выросло древнее религиозно-философское учение (герметизм), которое содержит сокровенные тайны природы и человека, якобы посланные нам создавшим мир Вселенским Разумом...

Венера - римская богиня садов (в греческой мифологии это Афродита - богиня любви и красоты, одна из дочерей Зевса). Вспомните, что после Солнца и Луны самое привлекательное светило на небе - Венера.

Красная планета - Марс - носит имя римского бога войны (греческий бог войны - Арес).

Не зная о том, что Юпитер - самая большая планета Солнечной системы, древние удачно нарекли ее в честь самого главного своего бога. У римлян Юпитер - бог неба, царь богов (у греков Зевс - бог богов).

Итак, древнейших "планет" семь. Семерка особо почиталась. Ведь есть не только семь планет, но и семь звезд ковша Большой Медведицы - главного созвездия нашего неба, семь цветов радуги (спектра), семь античных "чудес света", семь нот в музыке, семь дней длится каждая фаза Луны, семь дней недели, число многих сказочных героев и поговорок ("Семеро братьев", "У семи нянек дитя без глазу", "Семь бед - один ответ", "Один с сошкой - семеро с ложкой") и т. д.

Каждую из планет астрологи сопоставляли не только с божествами и определенными днями недели, но и с животными, птицами, металлами, драгоценными камнями, цветом, профессиями, пороками и добродетелями, запахами, вкусом и т. д. И уж, конечно, от взаимного расположения "планет" и зодиакальных созвездий (точнее, знаков зодиака), в которых они были в тот или иной момент, зависят, по мнению астрологов, и судьба родившегося человека, и исход войны, и судьба целой страны... Жаль лишь, что трудно где-нибудь прочитать или узнать, какое дело до всего этого далеким и близким твердым и газообразным планетным шарам...

На самом деле древние знали не семь, а только пять планет (Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн). Другие четыре планеты (Уран, Нептун, Плутон и даже Землю ) открыли значительно позднее. О том, как и когда это произошло, вы скоро узнаете.

А сейчас хотелось бы рассказать о символах главных тел Солнечной системы. Наверняка самыми древними (но понятными каждому из нас) являются знаки Солнца и Луны. Они не нуждаются в пояснениях. Остальные знаки начали употреблять примерно в IX веке. Их толкуют по-разному. Например, считают, что знак Меркурия изображает жезл этого бога. А знак Венеры похож на ручное зеркальце, в котором красавица любуется своим отражением. У Земли такое же "зеркальце" почему-то перевернуто на 180°. Знак Марса напоминает копье, заслоненное щитом. Греческое имя, соответствующее римскому "Юпитер", - Зевс (Zeus), а буква Z похожа на знак Юпитера. Поскольку Сатурн (Кронос) символизирует время, то, как писал знаменитый французский популяризатор астрономии К. Фламмарион, знак этой планеты можно воспринимать как изображение "косы времени". О первой букве фамилии Гершеля (Herschel), открывшего Уран, вероятно, может напомнить знак этой планеты (кружок с буквой Н). Не вызывает сомнения, что трезубец бога морей - это знак Нептуна, а первые (латинские) буквы имени и фамилии Персиваля Ловелла, известного астронома, - знак Плутона.

Едва ли для большинства людей луна является чем-то удивительным, ведь её мы имеем возможность наблюдать на небе практически каждый день, и уже давным-давно привыкли к такому явлению. Многие даже не знают о том, планета это, спутник или звезда, и о том, почему луну называют луной. Но сегодня мы выведем данные вопросы из тени, дав на них правильные ответы.

Почему луну называют луной

Как известно, естественный спутник земли называется луной не во всех языках и народах, это не интернациональное название. И то наименование, которым мы привыкли называть светящееся космическое тело над нашими головами, произошло от праславянского слова «luna». Что же касается происхождения этого старославянского слова, то оно является корнем слова «louksna», что в переводе на русский язык – «светлая». Пожалуй, этот ответ является вполне рациональным и поясняет, почему луну называют луной.

Почему луну называют спутником Земли

Как известно, луна является спутником Земли, причем не искусственным, а естественным. Но почему её так прозвали? Ответ на данный вопрос мы также рассмотрим чуть ниже.

Луну называют спутником Земли по той причине, что она, в сравнении с другими планетами в нашей солнечной системе, в первую очередь вращается вокруг Земли, используя для вращений её орбиту, а не вокруг Солнца. Разумеется, вокруг нашего естественного светила Луна также вращается, однако делает она это по той же траектории, что и Земля, вращаясь вокруг Солнца вместе с ней.

Именно это и подтолкнуло ученых к тому, чтобы называть Луну естественным спутником Земли. Характеристика «естественный» присутствует здесь по той причине, что с момента начала освоения космоса, людьми на орбиту было выведено немало искусственных устройств, также являющихся спутниками.

Почему луну называют месяцем

Все мы знаем, что такое месяц. Так называют неполную луну. Однако история происхождения данного наименования известна далеко не всем.

Все дело в том, что раньше время исчислялось по лунному календарю, ведь за неимением часов и различных технологий, доступных нам сегодня, вести подсчет времени, используя данные о том, в каком положении находится луна, было достаточно просто. В данном календаре было такое понятие, как месяц, которое означало 1/12 луны. Со временем люди преобразовали данное понятие, и стали использовать его для наименования неполной луны.

Теперь вы знаете, почему луну и месяц люди называют именно так.

Из перламутра и агата,
Из задымленного стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, –
Как будто «Лунная соната»
Нам сразу путь пересекла.

Анна Ахматова "Явление Луны"

Ну что друзья мои читатели? Кажется, 35-летнее мое увлечение былиной русского народа, начинает давать плоды. Если ранее я по крупицам собирал факты, то сегодня их получаю со всех сторон, благодаря вам, тем, кто неравнодушен к прошлому нашей Великой России. Скажу честно, я совершенно не ожидал такого вала информации, который обрушился на меня в последнюю неделю. То ли вы отдохнули хорошо, то ли на самом отдыхе сделали великолепные (в первую очередь для себя) открытия, но мир моего читателя неожиданно зашевелился. А это говорит о том, что я таки достучался до ваших сердец.
Информация идет со всего мира, ведь вы бываете в отпусках там, где иному человеку и в голову не придет оказаться. Что радует? Так то, что вы уже не просто ходите по музеям или, скажем, смотрите на памятники. Вы, друзья мои перестали быть зевками и смотрите на мир логически, строя в своих головах необычайно интересные версии. Меня это невообразимо радует, поскольку мне глубоко симпатичны такие люди. А вас много, очень много. Почта приносит ежедневно до 30 000 писем. И поверьте, что с каждым, наша виртуальная оперативно-следственная группа разбирается. Их читают настоящие зубры сыска, которых еще недавно можно было встретить во властных кабинетах. А уж мы – опера, сумеем выловить нужную информацию, поверьте нам в этом. Поэтому, ни одно ваше обращение не пропадает, другое дело, что в наших рядах мало пишущей братии, в общем то всего два-три-четыре человека. Вы нас видите на разных сайтах, под иными именами и псевдонимами, не подозревая, что эта небольшая когорта писателей, лишь видимая часть ОСГ комиссара Катара.
Я сегодня с удовольствием, хочу заявить, что придуманный мною план, о создании в Сети, хорошо законспирированной группы из отставных правоохранителей разных стран и народов, дает свои плоды. Более 400 миниатюр о тайнах мира, только у меня, это серьезная заявка на будущее. А мы его видим светлым и счастливым для нашей России. Сегодня в ОСГ больше 3000 бойцов невидимого фронта, из более чем, 100 стран мира. А это серьезный потенциал, хотя бы на том основании, что многие из нас занимали высокие посты в органах правопорядка и корпоративность правоведов еще никто не отменял. Это вам сложно попасть в архивы или запасники музеев, нам же, оставившим за собой учеников, достаточно только поднять трубку и молодые генералы, комиссары и жандармы, с радостью откликнутся на просьбы своих учителей.
Нет, мы не масоны и не тайная организация революционеров. Мы как раз законопослушные граждане, решившие помочь нашей России, в наведении порядка, опираясь на свои знания, опыт, связи по всему миру и конечно свободное время пенсионеров. Однако, нужно заметить, что я никогда так не пахал за рабочим столом, как теперь, когда принялся за это перспективное дело.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Сегодня мы поговорим о Луне, Питере, Кресте и вообще о символах христианства. А еще затронем космогонию. Это будет интересно, но достаточно коротко. Ведь нужно обрабатывать твою информацию читатель. Вон и сейчас, обед стынет на столе, а я не могу оторваться от общения с тобой. И не то, что бы мне это не нравится, я как раз доволен возможностью этого общения, потому, что ты мне интересен. Скорее всего, тут другое – как уложиться в объем миниатюры, когда присланное вами тянет на БСЭ?
Поэтому, по боку обед – сначала дело.
Осмотри кресты, выставленные мной на заставке к миниатюре. Сегодня их можно встретить, если не повсеместно, то довольно широко. Я уже рассказывал о символах расположенных на нем, в других работах. Однако повторюсь.
Итак, на небе сам крест расположен в созвездии Лебедя. Судя по всему, там и обитает Великий славянский Бог Род (Добро). Конечно, это достаточно условно сказано, но желающим понять более широко, рекомендую почитать миниатюру «К Земле на крыльях веры». Крест как бы вознесен над миром и виден всегда в Северном полушарии. Говорить о созвездиях южного полушария, я не берусь, в славянской космогонии их просто нет. Очевидно из-за малочисленного расселения славян на обратной стороне Земли.
А вот на стороне северного полушария, славяне жили везде, на всех четырех материках. Именно они принесли иным народам культуру, образование, дали в основу свой язык и видение мира.
Итак, в основе креста лежит Полумесяц. Интересно, что у славян он называется по разному. Например, Селена, хотя это название историки тянут в греко-римскую традицию латинян. Такой не существовало никогда. То, что за нее ныне выдается, всего лишь иной пересказ видения мира славянами, их же пересказ, просто в местах, близких к Средиземному морю или реке смерти Стикс.
Что такое Селена? В одной из работ, я рассказывал, что Парис украл не просто Елену Прекрасную. На самом деле это Вера в Бога или первохристианство. Это просто аллегория. Елена это православие. А Парис это просто Париж, который ранее был духовным центром православия в Европе. Современный Париж, совсем не Париж, а Летиция, переименованная в Париж, тогда, когда в 13 веке в европу бежали из Византии латинские патриархи, которые образовали институт римских пап, сначала в Авиньоне, а затем и в Ватикане.
То есть Селена, это просто Святая Елена, то есть святая Вера или Луна.
Читатель вправе задать мне вопрос, а что такое Луна? Отвечаю, это ЛоНо, просто с измененными гласными. Надеюсь, ты помнишь, что предки писали только согласными? Поэтому, ЛуНа, ЛеНа и ЛоНо, одно и то же и означают Лоно веры или лоно Марии Богородицы, родившей миру Исуса Христа. Это имя дословно переводится как СЛОВО БОГА, где Исус это СЛОВО, а Христ это одно из имен Бога Добра (Рода). Тот самый Северный Крест в созвездии Лебедя.
Я бы на твоем месте, читатель задал еще один вопрос: а что такое Месяц?
Ну, тут вообще все просто! Когда родился Исус? Правильно: в декабре месяце 1152 года по старому стилю. То есть в ДЕВЯТОМ МЕСЯЦЕ после Благой Вести, сообщенной ангелом Марии. Поэтому Месяц, это просто декабрь, поскольку он у славян был не 12 месяцем, а ДЕВЯТЫМ. Но известно, что таким месяцем является на самом, деле НОЯБРЬ. Все верно, да только объединение славянского года (лютый-февраль, березень-март, квитень-апрель, травень-май и т.д. до августа, означающего царя) с латинским годом (сентябрь, ноябрь и тд. до декабря (дека -10), привело к еще большей путанице. И как следствие, смещение на один мсяц всего года. Начало года в марте переместилось на сентябрь, а затем вообще на январь. Пришлось корректировать безграмотность, и потому название месяцев не соответствует их номерам, а у славянских названий не совпадает с реальным пробуждением природы. А тут еще и новый стиль… в общем задурили мозги по полной.
А вот если бы не было чехарды с календарями, то девятый месяц НОЯБРЬ, точно бы приходился на рождество Христово. Месяцы в которых есть номера, это просто отсчет сроков беременности от Благой Вести, но сдвинутый во времени года.
То есть, месяц, это просто определение, сколько месяцев должно пройти на небе, что бы созрел плод материнства.
Знакомься читатель, покровительница поэтов и влюбленных Луна, она же Вера, она же Мария Богородица.
Кстати на латыни Луна, Селена звучат так же, в вот Месяц уже Мense, что означает измененное английское Moons, то есть все тот же мужчина сентября (мен-се) или девятого месяца по современному календарю (а по названию седьмого).
Надеюсь, не совсем запутал тебя, читатель? Так ведь не я эту путаницу совершил, а попы. Я только разгребаю завалы.
А теперь посмотри на крест, который я тебе предложил в заставке к миниатюре. Видишь Месяц-лодочку в основании креста? Это и есть ЛОНО или ЛУНА МАРИИ БОГОРОДИЦЫ. Начало христианской веры.
Теперь выше по кресту. В самом его центре мы видим планету с лучами и три планеты на оконечностях креста. Это Меркурий, Марс и Венера, которые 25 декабря 1152 года, находились, именно в таком положении, по отношению к Юпитеру. А Луна стояла у основания креста, в виде девятого Полу-Месяца. Посмотри на фотографию московского собора, чьи кресты я рассматриваю. То есть расположение планет, строго соответствовало направлениям Креста в Созвездии Лебедя. Кстати на фото, прекрасно видно, что кресты, как бы вставлены на манер свечей в подсвечник, основанием которого является купол храма Солнце. Почему в центре Юпитер? Так ведь он верховный Бог в мифологии, Зевс, Род и прочее. Самая большая планета Солнечной системы. Почему воткнут крест в подсвечник? Так ведь намек на то, что эта ситуация характерна только для данного времени. Так планеты становились лишь один раз: в Рождество. А вот Юпитер в центре креста с лучами, означает Воскрешение.
Ну и ниже лодочки Месяца, совсем маленькая Земля. Вот и вся космогония и значение креста. Кстати ангел с крестом, принесший ей Благую весть это не просто благословление, но и точная дата Рождества 25 декабря 1152 года по старому стилю. Можешь проверить меня читатель, по картам звездного неба и гороскопам. Все подтвердится.
Теперь к Питеру-Юпитеру. Я уже писал ранее, что весь город построен и задуман, как пантеон Юпитера (Рода-Добра). Возьми карту Санкт-Петербурга и проведи линию от острия звезды бастиона Петропавловской крепости, через Петровавловский собор в сторону Казанского собора. Ты немедленно обнаружишь, что линия проходит строго по центру колоннады этого собора, а сама колоннада, это и есть полумесяц в основании креста. Петропавловка, как известно крепость построенная в виде звезды. Поэтому соединение ее боковых лучей даст строгое пересечение в виде креста, в центре Петропавловского собора, чей шпиль означает ВОЗНЕСЕНИЕ в небо. Посмотри, что на конце шпиля? Правильно, там Ангел с крестом, возносящийся в небо и указывающий вверх пальцем. То есть ангел пришедший на землю и поселившийся в теле Исуса (воплотившийся в Святом Писании), возносится к небесам.
Теперь посмотрим на ангельскую иерархию. Среди многих ангелов есть только один, кого Бог именует Избранным. Относится он ко второму чину ангелов господств. Призваны эти ангелы вразумлять земных владык.
Перечисление чинов ангельских у Еноха находится в главе 10, стих 34:

…всё воинство небесное и все святые, которые вверху, и воинство Божие, - херувимы и серафимы, и офанимы, и все ангелы власти, и все ангелы господства, и Избранный, и другие силы, которые на тверди и над водою…

Вот этот ангел и воплотился в Тело императора Византии Андроника Комнина, сына русской княжны Марии и севастократора Византии Исаака - Андроника Комнина. Это уже позже, на одном из соборов его объявят Сыном Бога, князья церкви.
Библия упоминает слова Бога, в которых говориться, что Избранному ангелу будут даны особые права и полномочия. И он станет выше всех ангелов для выполнения особенной миссии. Так, что в Византии на горе Бейкос, в пригороде современного Стамбула Ёросе (алим) распяли Избранного ангела из ангельского чина господств, а точнее императора Византии Андроника Комнина - реального прототипа Исуса Христа в хронологии человечества, в которого воплотился этот ангел. Именно поэтому обращение к Христу звучит так "Господь Бог наш Исус Христос". К Богу такого обращения нет, хотя сегодня, можно и это услышать. Однако это присходит от элементарного невежества попов запутавшихся в своих умазаключениях и давно потерявших нить разумного.
Вся архитектура Питера рассказывает об этом, достаточно, лишь внимательно присмотреться.
На этом пока все.

Справка:

Ангельская Иерархия.

Серафимы (лат. Seraphim) (Ис. 6:1-8), херувимы (лат. Cherubim) (Иез. 10:7-15), престолы (лат. thronorum) (Кол. 1:16), ГОСПОДСТВА (лат. dominationes) (Еф. 1:21), власти (лат. virtutes) (Еф. 1:21, 6:12), силы (лат. potestates) (Еф. 1:21), начала (лат. principatus) (Еф. 1:21, 6:12)
архангелы (лат. Archangeli) (Иуд. 9), ангелы (лат. Angeli) (множество мест писания)

Иерархия православного духовенства полностью совпадает с ангельской. Так во всех христианских церквях.

Страница 9 из 28

Как люди ведут счет времени?

Представим себе невероятное: мир, в котором нет движения! Как в этом мире вести счет времени?
В странной, необыкновенной стране солнце неподвижно застыло на небе; ветерок не колышет листья деревьев; бледно-желтыми языками застыло пламя костра, разведенного в лесу охотником, и сам охотник, не шелохнувшись, сидит у костра; не движутся стрелки его карманных часов; подняв переднюю лапку, застыла лиса, подобравшаяся в глухой чаще к мышонку; неподвижен и мышонок у своей норки… Сказка? Да!
Люди давным-давно нарисовали в сказках картины сонного царства. Триста лет недвижимы в таком царстве и царь с царицей, и бояре, и слуги, и дворцовая стража, и кони у крыльца, и дым в воздухе… И когда отважному царевичу удается расколдовать спящее царство, все принимаются за свои дела, не подозревая, что они проспали триста лет: ведь без движения нет времени!
За миллионы и миллиарды лет до того, как на Земле появились люди и изобрели часы, природа сама создала точнейшие часы, указывающие время.
Часы эти - Земля, которая равномерно вращается вокруг своей оси, как гигантский волчок, и в то же время ходит вокруг Солнца.
Если бы можно было соорудить колоссальные часы, приводимые в действие движением Земли, то у этих часов были бы две стрелки: годовая и суточная.
Годовая совершала бы один оборот по циферблату за время полного оборота Земли вокруг Солнца, а суточная обходила бы циферблат за то время, в которое Земля обернется вокруг своей оси.
Вот две основные меры времени, данные нам природой: год и сутки. Все остальные придумали люди. Во власти людей сделать неделю из пяти или десяти дней; люди могут разделить сутки на 10 или 40 часов, и каждый час станет у них длиннее или короче, чем теперь. Но человеческая техника пока не в силах хотя бы на секунду удлинить или укоротить сутки или заставить Землю быстрее бежать по ее пути вокруг Солнца.
Почему год разделен на двенадцать месяцев? Причина этому - Луна. Наше русское название Луны - месяц; в течение года месяц обходит вокруг Земли двенадцать с лишним раз, отсюда и появилась эта мера времени.
Месяцы делятся на недели. Вот объяснение русских названий дней недели.
В старину неделей назывался день отдыха - день, в который ничего не делают.
Когда славяне приняли христианство, день отдыха стал называться воскресеньем - это связано с религиозными верованиями. А неделей стали называть весь семидневный промежуток времени.
Понедельник - день после недели, то есть после воскресенья.
Вторник - второй день недели (понедельник считался первым).
Среда - средний день недели.
Четверг - четвертый день недели.
Пятница - пятый день недели.
Суббота - название еврейское, взято из Библии; у евреев суббота была седьмым днем недели, праздничным. А теперь это шестой день.
Так в языке народов долго сохраняются следы старинных верований, обычаев, обрядов.
Сутки разделяются на 24 часа, час на 60 минут, минута на 60 секунд.
Мы привыкли все считать десятками и сотнями. Почему бы не разделить сутки на две половины по 10 часов в каждой, час на 100 минут и минуту на 100 секунд?
Тогда час был бы немного длиннее теперешнего, а минуты и секунды - короче.
Считать было бы удобно, и счет времени велся бы в метрической системе мер.
Такое предложение было, но в жизнь его не провели.
Если его принять, надо выбросить сотни миллионов стенных и карманных часов во всем мире и вместо них сделать новые.
Надо перебрать и перепечатать сотни миллионов книг и учебников…
Так и остался этот неудобный счет часов, минут и секунд, а пришел он к нам из древнего Вавилона, жители которого считали дюжинами и шестидесятками.
Для измерения времени с древности и до наших дней люди пользовались часами самого различного устройства.
В старину были часы солнечные.

В землю вертикально вбивался шест, тень от него двигалась вокруг: утром и вечером - длинная, в полдень - короткая.
По ее положению и длине люди определяли, который час.
Понятно, о минутах и секундах не приходилось и думать. В пасмурные дни часы были «выходные».
Позднее придумали часы водяные и песочные.
В них время измерялось переливанием воды или пересыпанием песка из верхнего сосуда в нижний.
У богачей к таким часам приставлялся раб.
Раб следил за часами, перевертывал сосуд, когда приходило для этого время, и объявлял, сколько часов прошло от начала дня: своего рода «часы с боем».
Песочные часы и сейчас употребляются в лечебницах, чтобы отмерить время для различных процедур.
Затем появились часы с гирями и маятником, и позднее всего - карманные, с пружиной.
Чем больше движется вперед наука и техника, тем точнее измеряют время.
Кто нуждается в точном времени?
Точное время нужно капитану корабля, чтобы определить положение судна в море; летчику, ведущему самолет ночью или в тумане; артиллеристу и фрезеровщику; танкисту и спортсмену; зенитчику и токарю; учителю и школьнику…
Но даже это точное время не годится для ученых - у них свой, высший класс точности: им приходится высчитывать сотые, тысячные и даже миллионные и миллиардные доли секунды.
Наше точное время определяется в Москве, в Государственном астрономическом институте имени Штернберга, и в Ленинграде, в Пулковской обсерватории.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Что такое звезда и что такое планета?

Солнце - огромный раскаленный шар, вокруг которого вращается наша Земля. Даже с расстояния от Земли до Солнца-150 миллионов километров - Солнце кажется нестерпимо сияющим кругом: если посмотреть на него секунду-другую в ясный день - ослепнешь. Безопасно можно разглядывать Солнце только ранним утром или поздним вечером, когда лучи его проходят сквозь большую толщу воздуха и теряют свою яркость.
Представь себе, что Земля удаляется от Солнца. Как будет меняться его вид? Понятно, что Солнце будет казаться все меньше и меньше. Если рассматривать Солнце с расстояния в миллиарды километров, оно покажется совсем маленьким кружком и не ослепит глаза наблюдателя, сколько на него ни гляди.
Если бы наблюдатель удалялся все дальше и дальше, то Солнце стало бы казаться ему звездой, каких много на небе в безоблачную ночь.
Наше Солнце - звезда, а большим оно кажется нам потому, что Земля находится от него близко. И каждая звезда - солнце, удаленное от нас на огромное расстояние.
Звезда - это раскаленное небесное светило, нагретое на многие тысячи градусов. Всякое раскаленное тело испускает свет: светится пламя горящей свечи; светится добела нагретая нить электрической лампочки; светится молния, проскакивающая среди туч. Но температура большинства звезд намного выше, чем температура пламени свечи или нити электрической лампочки. Некоторые звезды в миллионы и миллиарды раз дальше от нас, чем Солнце, а мы их видим: вот как ярко они светят, эти огромные раскаленные небесные тела!
Но есть такие предметы, которые светят не своим светом, а отраженным.
Зеркало не горячее, а если наведешь его на Солнце, то от него отразится яркий солнечный луч - зайчик. Он так ярок, что слепит глаза, на него невозможно смотреть. Солнечный зайчик можно видеть за много километров.
Но не только от зеркала отражаются солнечные лучи - они отражаются от стола и тетради; от графина с водой и от картины, висящей на стене; от дерева и горы; от любого предмета, который ты видишь в комнате или на улице.
Сделай несложный опыт: закрой плотно ставни, если они есть у окон твоей комнаты. Был яркий солнечный день, а стало темно.
А что это значит - темно? Это значит, что в твой глаз перестали попадать солнечные лучи, отраженные предметами, которые тебя окружают. Зажги свечу или поверни выключатель электрической лампочки. Снова стало все видно вокруг, но не так хорошо, как при солнечном свете.
Итак, мы видим несамосветящиеся предметы только потому, что они отражают в наш глаз лучи Солнца или другого светящегося тела.
Почему наш глаз ослепляют солнечные лучи, отраженные от зеркала или от никелированной кровати? И почему мы свободно смотрим на освещенные теми же лучами обложку тетради или на одеяло, которым покрыта кровать?
Блестящие предметы с гладкой полированной поверхностью отражают лучи сразу целым пучком, и этот пучок ослепляет глаз.
Предметы с шероховатой поверхностью разбрасывают лучи в разные стороны, рассеивают их. Лучей в глаз попадает немного, они его не ослепляют.
Есть в мировом пространстве небесные тела темные, холодные. Самое ближайшее к нам из таких небесных тел - Луна.
Почему мы видим Луну? Потому что до нашего глаза доходят солнечные лучи, отраженные поверхностью Луны. Поверхность Луны шероховатая, она поглощает солнечные лучи, а остальные рассеивает, и наш глаз улавливает только очень малую часть тех лучей, которые падают на Луну от Солнца. Представь себе, что у Луны была бы зеркальная поверхность. В ней Солнце отражалось бы в виде нестерпимо яркой точки, и на это отражение невозможно было бы смотреть. А на самом деле у Луны отражательная способность маленькая. Лунный свет в 437 тысяч раз слабее солнечного.
Но ты можешь оказать:
- А все-таки Луна светит довольно ярко. Она видна как блестящий круг или серп. Луна сама хорошо освещает предметы - в лунную ночь далеко видно вокруг.
Это все верно и объясняется вот как.
Луна - большое небесное тело. Ее поверхность равна многим миллионам квадратных километров, и хотя она отражает по направлению к Земле лишь очень маленькую часть солнечных лучей, все же лучей этих много, и диск Луны кажется блестящим.
В лунную ночь в твой глаз падают солнечные лучи, дважды отраженные: в первый раз они отразились от лунной поверхности, а вторично - от тех предметов, которые они освещают, придя с Луны.
Плотные небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца, которые светят отраженным солнечным светом, называются планетами.
Небесные тела, которые обращаются вокруг планет, называются их спутниками. Луна - спутник Земли.
Наша Земля - планета. Ее отражательная способность раз в шесть больше, чем у Луны. Если посмотреть на Землю с Луны, то Земля покажется нам диском, площадь которого в пятнадцать раз больше Луны и который раз в восемьдесят ярче ее.
Как могли ученые измерить яркость света Земли? Об этом стоит рассказать.
Во время новолуния, когда молодой месяц появляется на небе в виде тонкого блестящего серпа, вся остальная, не освещенная Солнцем часть Луны светится чуть заметным нежным серебристым сиянием. Это сияние называется пепельным светом.
Пепельное сияние, или пепельный, свет Луны, объясняется тем, что Земля освещает Луну, а та отбрасывает попадающие на ее поверхность земные лучи. Пепельное сияние - дважды отраженные солнечные лучи: в первый раз они отражаются от поверхности Земли, во второй раз - от поверхности Луны.
Когда видимый серп Луны увеличивается, его яркий свет затмевает нежное пепельное сияние, и мы его уже не видим.
Измеряя яркость пепельного сияния, астрономы узнали, с какой силой светит Земля.

И здавна древний славянский календарь носил название месяцеслов и содержал в себе исконные РОДные названия месяцевкологода, которые сохранились и по сей день в некоторых славянских языках. Традиционные языческие названия месяцев связаны с событиями и явлениями происходящими в природе, о чём собственно и свидетельствуют их названия. Названия славянских месяцев, ровно также как и их порядок, разнятся в зависимости от областей и стран, тем не менее все они имеют единый праславянский исток, в чём Вы наглядно сможете удостовериться ознакомившись с сим разделом сайта. Вашему вниманию предлагается несколько вариантов реконструкций славянского месяцеслова, сравнение и порядок месяцев на разных славянских языках, а также подробное объяснение происхождения и значения названий каждого из месяцев в году. Следует отметить тако же, что истинный славянский календарь был солнечным; его основу составляли 4 времени года (сезона), в каждом из которых отмечался праздник солнцестояния (коловорота, солнцеворота, равноденствия). С приходом христианства на Руси стали использовать лунный календарь, в основе которого лежит период смены фаз Луны, в результате чего к настоящему времени образовался некий "снос" дат на 13 дней (новый стиль). Даты же славянских языческих праздников (многие из которых заменены со временем христианскими названиями) считаются по старому истинному стилю и "отстают" от новоявленного календаря на 13 дней.

Таблица 1. Варианты названий славянских месяцев.

Происхождение названий месяцев.

П ервоначально у римлян был лунный год в 10 месяцев, начинавшийся мартом и заканчивавшийся дека брём; на что указывают, между прочим, и названия месяцев. Так, например, название последнего месяца - декабря происходит от латинского "deka" (дека), что означает десятый. Однако, в скором времени, по преданию - при царе Нуме Помпилии или Тарквинии I (Тарквинии Древнем) - римляне перешли к лунному году в 12 месяцев содержавшему 355 дней. Для приведения его в соответствие с солнечным годом стали прибавлять время от времени лишний месяц (mensis intercalarius) уже при Нуме. Но всё-таки гражданский год с праздниками рассчитанными на известные времена года, совершенно не сходился с естественным годом. Окончательно календарь был приведён в порядок Юлием Цезарем в 46 году до н.э.: он ввёл солнечный год в 365 дней со вставкой одного дня в каждом 4-м году (у нас этот день - 29 февраля); и установил начало года с января. Календарь и годовой цикл был назван в честь великого римского полководца и государственного деятеля юлианским.

М есяцы обозначались теми же названиями, что и теперь. Первые шесть месяцев названы в честь италийских богов (за исключением февраля, названного в честь римского праздника), июль и август назывались Quintilis (пятый) и Sextilis (шестой) до времени императора Августа, названия Julius и Augustus они получили в честь Юлия Цезаря и Августа. Таким образом названия месяцев были следующие: Januarius, Februarius, Martius, Aprilis, Majus, Junius, Quintilis (Julius), Sexlilis (Augustus), September (от лат. "septem" - семь, седьмой), October (от лат. "okto" - восемь, восьмой), November (от лат. "novem" - девять, девятый) и, наконец, December (десятый). В каждом из этих месяцев римляне считали столько же дней, сколько считается и в настоящее время. Все названия месяцев суть есть имена прилагательные при которых слово "mensis" (месяц)или подразумевается, или прибавляется. Calendae назывался первый день каждого месяца.

Н а Руси слово "календарь" известно лишь с конца 17 века. Ввёл его император Пётр I. До этого его называли "месяцесловом". Но, как не назови, цели остаются неизменными - фиксация дат и измерение интервалов времени. Календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для выделения особых дней (дат) в календаре - праздников, и для многих других целей. Между тем, старинные названия месяцев у украинцев, белорусов и поляков в ходу до сих пор!

Я нварь назван так потому, что он был посвящён древними римлянами Янусу, богу Мира. У нас же, в старину, он назывался "Просинец", как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня и солнечного света. 21 января, кстати, и отмечается праздник Просинец. Приглядитесь к январскому небу и Вы поймёте, что он полностью оправдывает своё название. Малороссийское (украинское) название января "сечень" (сичень, січень) указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. Некоторые из исследователей выделяют в слове "просинец" корень "синь", полагая, что такое название дано январю за рано наступающие сумерки - с "просинью". Некоторые учёные связывали название со старинным народным обычаем ходить в "Святки" по домам и просить угощение. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счёту, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, то январь стал пятым; и, наконец, с 1700 года, со времени перемены, произведённой в нашем летоисчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.

Ф евраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому и был посвящён. Коренными славяно-русскими названиями это месяца были: "сечень" (имя общее ему с январём) или "снежень", вероятно - от снежного времени или по глаголу сечь за метели, обычные в этом месяце. В Малороссии с XV века, по подражанию полякам, месяц февраль стал называться "лютым" (или лютенем), ибо он известен своими лютыми метелями; поселяне же северных и средних губерний русских и поныне зовут его "бокогреем", ибо в это время скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки. В современных украинском, белорусском и польском языках этот месяц до сих пор носит название "лютый".

М арт. С этого месяца начали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне, а также, когда-то давно, и наши славянские предки. Имя "март" дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса; к нам оно было завезено из Византии. Истинные славянские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался "сухый" (малоснежный) или "сухий" от весенней теплоты, осушающей всякую влагу; на юге - "березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель (отсюда ещё одно название капельник). Нередко месяц март носит название "пролётного", так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое "пролетье" (праздник которого отмечается 7 мая).

А прель происходит от латинского глагола "aperire" - открывать, оно и указывает, собственно, на открытие весны. Древнерусскими именами этого месяца были березень (брезень) - по аналогии с мартом; снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или ещё цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.

М ай. Латинское имя этому месяцу дано в честь богини Маи, также, как и многие другие, оно пришло к нам из Византии. Древнерусским именем этого месяца было травный, или травень (травник), что отражало процессы, происходящие в природе в это время - буйство растущих трав. Этот месяц считался третьим и последним пролетним месяцем. Название сие известно в украинском языке.

И юнь. Название этого месяца происходит от слова "иуний", данное ему в честь богини Юноны римлянами. В старину исконными русским названием этого месяца был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Именуется сей месяц тако же и разноцветом, ибо природа разрождается неописуемым буйством красок цветущих растений. Кроме того, в древности месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от слова "крес" (огонь).

И юль происходит от имени "иулий", данное в честь Гая Юлия Цезаря, и, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь - червень - от плодов и ягод, которые созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червлёный, красный). Народно-поэтическое выражение "лето красное" может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконное славянское название июля - липец (или липень), которое употребляется теперь в польском, украинском и белорусском языках как месяц цветения липы. Июль ещё называют "макушкою лета", так как он считается последним месяцем летним (20 июля отмечается "Перунов День", после которого, по народным поверьям, наступает осень), или ещё "страдником" - от страдных летних работ, "грозником" - от сильных гроз.

А вгуст. Как и предыдущий, этот месяц получил своё название от имени римского императора - Августа. Коренные древнерусские названия месяца были другие. На севере он назывался "зарев" - от сияния зарницы; на юге "серпень" - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название "зорничника", в которого нельзя не видеть изменённого старого имени "зарев". Название "жнивень" пояснять будет уже излишне, ибо в месяце сём приходило время жатвы на нивах и сбора урожая. Некоторые источники толкуют зарев как связанный с глаголом "реветь" и обозначает период рёва зверей во время течки, другие же предполагают, что в название месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы.

С ентябрь - "сентемврий", девятый месяц в году, у римлян же был седьмым, отчего и получил своё название (от лат. слова "septem" - седьмой). В старину изначальным русским названием месяца был "рюинь" - от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Известна древнерусская форма глагола "рюти" (реветь), что в применении к осеннему ветру означало "реветь, дуть, зазывать". Имя "хмурень" он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. Ещё одно название этого месяца "вересень" объясняется тем, что о сию пору начинает цвести вереск.

О ктябрь - "октоврий", десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил своё название (от лат. "octo" - восемь). У наших предков он известен под именем "листопад" - от осеннего падения листьев, или "паздерника" - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лён, коноплю, замашки. Иначе же - "грязником", от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или "свадебником" - от свадьб, которые справляют в это время крестьяне.

Н оябрь. "Ноемврием" (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил своё название (nover - девять). В старину этот месяц назывался собственно груденем (грудным или грудном), от груд замёрзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. В словаре Даля областное слово "груда" означает "мёрзлые колеи по дороге, мёрзлая кочковатая грязь".

Д екабрь. "Декемврием" (лат. december) называется у нас 12-й месяц в году; у римлян он был десятым, отчего и получил своё название (decem - десять). У наших пращуров он назывался "студень", или "студный" - от стужи и морозов, обыкновенных в ту пору.

Таблица 2. Сравнительные названия месяцев на разных славянских языках.

С амо слово "месяц" указывает на связь выделение такого хронологического отрезка с лунными циклами и имеет общеевропейские корни. Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.

В "Остромировом евангелии" (XI века) и других древнейших памятниках письменности январю соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее), февралю - сечень (так как это был сезон вырубки леса), марту - сухий (так как в некоторых местах уже подсыхала земля), апрелю - березень, берёзозол (имена связанные с берёзой, начинающей цвести), маю - травень (от слова "трава"), июню - изок (кузнечик), июлю - червень, серпень (от слова "серп", указывающего на время жатвы), августу - зарев (от "зарево"), сентябрю - рюен (от "реветь" и рёва животных), октябрю - листопад, ноябрю и декабрю - грудень (от слова "груда" - мёрзлая колея на дороге), иногда - студень.

Т аким образом, у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. Из всей массы названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения календаря. Этимология названий также не всегда понятна и даёт повод для разного рода споров и спекуляций на эту тему. Единственное, в чём сходятся большинство реконструкторов, - это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла.

Таблица 3. Подробная таблица названий месяцев на славянских язык разных групп.

Славянские праздники

Н а этой странице сайта представлен короткий список славянских языческих праздников с выделением великих праздников, особо почитаемых святодней кологода и опасных дней. К великим праздникам кологода относятся 2 солнцестояния (зимнее и летнее: Коляда и Купала) и 2 равноденствия (весеннее и осеннее: Масленица и Таусень) и другие особо почитаемые в народе праздники. В особо почитаемые святодни современные славянские языческие общины устраивают широкие празднества с привлечением большого количества народа, сопровождая действо священными сакральными обрядами, за ходом которых следят волхвы (жрецы). К таким датам относятся встреча времён года (например: Громница и Покров), дни почитания предков и всего РОДа славянского (Чур), дни сбора урожая (три Спаса). Опасными считаются дни разгула нечистой силы, которая может представлять опасность для человека, впрочем, что следует делать дабы уберечься от неё, написано в подробных описаниях празднеств. Это дни разгула леших, кикимор, русалок и период, когда змеи особенно злы и ядовиты.

В славянском кологоде великие и особо почитаемые празднества устраиваются в честь главных славянских Богов и наших предков-пращуров, что и следует из их названий. Так череда зимних святодней посвящена славянскому Богу мудрости и покровителю скота - Велесу, череда весенне-летних святодней посвящены богине Живе и богу Яриле, а также Матери-Сырой-Земле. Славянской богине смерти Маре (Марене) посвящена череда осенних и зимних праздников. Праздники сева и сбора урожая, как весной, так и осенью посвящены тако же солнечному и трисветлому Дажьбогу и богине Макоши. Дни почитания предков у славян отмечаются весной и осенью: Вешние Деды и Осенние Деды.

По материалам сайта www.slavlib.ru

Загрузка...
Top