Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство. Подготовительные работы можно вести без получения ра

Минрегион подготовил поправки в Градостроительный кодекс, которые разрешат застройщикам вести подготовительные работы до получения официального разрешения на строительство. За счет этого планируется добиться снижения средних сроков строительства.

В законопроекте указано, что перечень подготовительных работ, о которых идет речь, установит правительство. С предложением сделать такую отсылочную статью мы выступили на совещании в Госстрое. После принятия поправок правительство подготовит необходимое постановление, - сообщила Юлия Родионова, начальник организационно-правового управления Национального объединения строителей (Нострой), участвовавшего в подготовке поправок.

Как отметила Хасынова, в список могут войти такие работы, как строительство временных сооружений (бытовки, офис продаж и т.п.), заборов, временных дорог, подведение временных коммуникации, завоз оборудования, укладка рельсов для кранов, очистка территорий, отвод воды.

По действующему законодательству разрешение требуется даже на проектирование. Ведение каких-либо работ без него было невозможным, это даже не рассматривалось. Если можно будет без ордера хотя бы даже поставить забор, станет безусловно лучше. Это позволит ощутимо сократить сроки строительства, - считает Александр Левченко, председатель московского городского отделения «Деловой России».

Такие подготовительные работы, как установка забора, подведение временных коммуникаций и строительство временных сооружений сейчас большинство застройщиков ведут до получения разрешения на строительство на свой страх и риск, рассказала Марина Литинецкая, генеральный директор консалтинговой компании «Метриум Групп».

Теоретически возможна ситуация, когда разрешение на строительство не дадут, но это случается довольно редко, - добавила она.

Я не припомню громких скандалов, связанных с незаконными подготовительными работами. Ничего вызывающего в этом нет, - отметил Виталий Можаровский, партнер юридической фирмы Goltsblat BLP.

В 2011 году Минрегион подготовил проекта приказа «Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство». Тогда Минюст отказался зарегистрировать приказ: Всемирный фонд дикой природы (WWF) и «Архнадзор» обратились в ведомство с письмом о том, что этот документ противоречит нормам Градостроительного кодекса. По мнению WWF и «Архнадзора», приказ легализует действия застройщиков, которые могут нанести ущерб окружающей среде и культурному наследию России.

В приказе 2011 года в списке предварительных работ фигурировали, например, освобождение участков от деревьев и кустарников, разведочное бурение, геодезические разбивочные работы для строительства, понижение уровня грунтовых вод и водоотведение на стройплощадке, бурение и обустройство скважин.

Если речь идет о каких-то временных постройках и «обратимых» работах, последствия которых легко устранить, это допустимо. Речь не должна идти о сносе зданий, рытье котлованов и строительстве фундамента, - считает Константин Михайлов, координатор движения «Архнадзор».

Как сообщила Юлия Хасынова, Нострой также выступает против того, чтобы в перечень попали работы, связанные с капитальным строительством.

Есть сторонники добавления в него и земляных работ, и строительства фундаментов, но мы категорически против такого предложения, - отметила она.

В Минрегионе не смогли предоставить оперативный комментарий.

Когда мы говорим о возможности какого-то действия, то желательно всегда понимать на сколько это действие законно и какие последствия могут возникнуть по ходу реализации задуманного. После выяснения последствий возникает желание разобраться, как можно все-таки начать действие, и иметь минимальные риски при его реализации. Поскольку я занимаюсь организацией строительных проектов, то Вы уже догадались, что речь идет о начале строительства объекта до момента получения разрешения на строительство. Эта статья в первую очередь адресована застройщикам, которые в основном являются только инвесторами строительного проекта, но при этом несут персональную ответственность за процессы, происходящие на их земельном участке. Поэтому постараюсь при изложении своих мыслей быть понятным и непрофессиональной аудитории, объясняя по ходу изложения некоторые термины и определения.

Сразу же хочу пояснить кто такой застройщик. Понятие - застройщик четко определено Градостроительным кодексом РФ, как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта . То есть застройщик – это лицо, которому на праве собственности или любом другом законном праве (например, аренды) принадлежит земельный участок, на котором он осуществляет строительство объекта.

Принятая в 2004 году редакция Градостроительного кодекса определила единый алгоритм действий по реализации строительного процесса любого объекта независимо от его функционального назначения. Только выполняя определенные Градостроительным кодексом процедуры, возведенный объект будет соответствовать требованиям законодательства в области промышленной, экологической, технической и пожарной безопасности. Таким образом, государство обеспечивает безопасность своих граждан, поскольку построенный в соответствии с определенными законом процедурами объект не может нанести ущерба безопасности граждан при его эксплуатации. Этот тезис является ключевым при поиске путей решения вопроса, поставленного настоящей статьей - можно ли начать строительство объекта до получения разрешения на строительство.

Принятие решения застройщиком о начале строительства без разрешения часто вызвано в большинстве случаев вполне логичными причинами:

  • отсутствие времени в связи с необходимостью срочной реализации бизнес-проекта;
  • отсутствие финансовой возможности привлечь на начальном этапе специалистов в этой области;
  • реже, незнанием требований законодательства о необходимости легального осуществления строительства.

Однако, застройщик должен знать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 9.5.) предусматривается за различные нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию не только штраф, накладываемый на юридических лиц, в размере до одного миллиона рублей, но и возможность приостановления деятельности организации на срок до девяноста суток.

Куда более тяжелые последствия могут возникнуть при обращении в суд органов государственной власти с иском к застройщику о признании возведенного объекта - незаконной постройкой. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ: самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил . Чаще всего такие иски заканчиваются решением суда о сносе объекта, причем за счет средств застройщика.

Сразу же имеет смысл разделить различные ситуации, которые имеют различные процедурные реализации строительных проектов. Сначала рассмотрим случаи, при которых вообще не требуются разрешения на строительство.

Статья 51 Градостроительного кодекса определяет перечень таких объектов:

  • строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  • .

Точности ради, следует отметить, что я привел не все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, но я выбрал те, которые имеют непосредственное отношение и представляют интерес по вопросу разбираемой нами темы.

Начнем по порядку, так как кажущаяся на первый взгляд конкретность законодательства не является на самом деле таковой в связи с отсутствием в ряде случаев четких критериев.

Случай 1: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Тут все предельно ясно и понятно. Ясно что, ясно где, но не случай основного контингента читателей этой статьи. Предполагаю, что основной круг читателей интересует размещение объектов складского и производственного назначения.

Случай 2: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) . Вот это уже тот случай когда может возникнуть при определенном качестве, планируемого к строительству объекта, попытка застройщика «подтянуть» свой объект под описанные критерии, чтобы на законных основаниях не получать разрешение на строительство. Например здание небольшое по размерам, одноэтажное, из сборных конструкций и не требует существенных затрат на строительство, казалось бы - ну чем не подходящее под критерий «и других». Однако, не все так просто оказывается при более тщательном рассмотрении этого варианта.

Рассмотрим ситуацию.

В соответствии с определением, которое дает Градостроительный кодекс: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек . К ранее перечисленным киоскам и навесам и опять же других подобных им, добавляются еще временные постройки. Вот и все, что дает законодательство, раскрывая смысл своей нормы. Я считаю, что в этом случае, рассуждая логически, для определения такого типа объектов, которые не требуют разрешения на строительство из-за не относимости к объектам капитального строительства, можно применить критерий объекта недвижимости, который раскрывает Гражданский кодекс. То есть, если планируемый к строительству объект после возведения будет обладать признаками объекта недвижимости: прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства , то он однозначно является объектом капитального строительства. Как говорится, на то она и недвижимость, что не обладает временными, то есть краткосрочными задачами использования, так же как и не обладает возможностью легкого переноса или перевозки. То есть вернулись опять к киоску .

Если у Вас есть сомнения - является ли планируемое к строительству сооружение объектом капитального строительства или наоборот есть соблазн выдать его за таковой, рекомендую учитывать, что возможно доказывать это придется Вам еще и в суде по иску государственных органов власти. Вероятность вашего успеха, при малейших отклонениях от «навеса» или «киоска», из-за отсутствия четкого определения таковых объектов, ничтожна мала. Последствия признания судом построенного объекта самовольной постройкой я приводил выше.

Иногда существуют утвержденные регламенты местных органов власти, определяющих процедуру разрешения размещения временных объектов, навесов, киосков и других. Ну действительно не получать же разрешение на строительство, предварительно разработав проектную документацию на летний навес у кафе. Однако, предостерегаю Вас о том, что если даже Вам удасться «уговорить» и получить, допустим, на здание склада такое разрешение, то это совсем не значит, что у суда при обращении в него искового заявления от прокуратуры к застройщику, инициированного в свою очередь заявлением органа государственного строительного надзора, будут основания увидеть в построенном Вами здании склада киоск.

Не стоит также забывать при обсуждении этого варианта реализации возведения объекта без получения разрешения строительства, о виде разрешенного использования земельного участка. То есть противозаконно строить, пусть даже временный, объект торговли на земельном участке, предназначенном для производственных целей. Вид разрешенного использования земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка или выписке из него, свидетельстве на право собственности земельным участком, договоре аренды земельного участка, также можно его увидеть в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра (rosreestr.ru).

Случай 3: строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования .

Это уже случай вполне возможный к реализации при профессиональном подходе и правильном алгоритме реализации. Но он применим только при наличии уже на участке введенных в эксплуатацию объектов, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка.

Основная тонкость тут заключается в том, что новый объект должен иметь объективные признаки обеспечения основных объектов при их эксплуатации, при этом опять в законодательстве отсутствуют критерии отнесения объектов капитального строительства к вспомогательным. Например, построен и введен в эксплуатацию складской комплекс и планируемое к строительству здание контрольно-пропускного пункта вполне подходит под определение объекта вспомогательного использования. А вот наоборот точно не пройдет: построено и введено в эксплуатацию здание контрольно-пропускного пункта, а здание склада возвести без разрешения на строительство, выдавая его за объект вспомогательного использования. Практике известен случай, когда удалось ввести в эксплуатацию и зарегистрировать газопровод, как объект вспомогательного использования для производственной площадки.

Но и с этими вспомогательными объектами необходимо будет позаниматься, так как зарегистрировать их как объект недвижимости, после окончания строительства, сразу в Росреестре (регистрационной палате) скорее всего не удасться. Сложность заключается в отсутствии в Федеральном Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перечня подаваемых документов для регистрации вновь возведенных объектов вспомогательного использования. То есть одним законом возведение таких объектов предусматривается, а процедуры их государственной регистрации другим законом не определены. В этом случае государственный регистратор в Росреестре отказывает в регистрации, так как он не является специалистом в области строительства для определения качества объекта капитального строительства. И это законно и логично, так как его функция проводить регистрацию на основании документов, определенных законодательством, которые в отношении объектов капитального строительства вспомогательного использования не определены и критериев отнесения к таковым тоже отсутствуют. Соответственно, получив отказ, необходимо его обжаловать в судебном порядке. Подать исковое заявление о признании построенного объекта, обладающим признаками вспомогательного использования, с необходимостью его государственной регистрации.

Таким образом, судья будет решать возможность признания объекта вспомогательным и самое главное в этом процессе будет представление правильной с точки зрения законодательства организационной, проектной и строительной исполнительной документации, обосновывающую Вашу позицию.

Случай 4: иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется .

Эта норма Градостроительного кодекса говорит о том, что субъекты Российской Федерации своими региональными законодательными актами могут определять перечень объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство. В Московской области в октябре 2014 года, по моему мнению, произошла революция с появлением Закона Московской области № 124/2014-ОЗ от 10.10.2014 года. Он определил для части объектов электросетевого хозяйства, линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи, сетей газораспределения и газопотребления, возводимых на территории Московской области, отсутствие необходимости получать разрешение на строительство. В первую очередь этот закон направлен на упрощение администрирования при осуществлении строительства крупными сетевыми организациями Московской области: ГУП МО «Мособлгаз», ПАО «МОЭСК» и им подобными, но и другим застройщикам он, несомненно, упростил бюрократические мытарства при правильном его использовании. К сожалению, это пока единственный перечень объектов на территории Московской области, не требующих получения разрешения на строительство, определенный региональным законодательством.

Мы разобрали все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, и выяснили, что не так уж много возможности для маневра. Но даже при принятии застройщиком решения о начале строительства без разрешения, в рассмотренных выше случаях, обязательно необходим грамотный профессиональный подход для реализации задуманного с высокой степенью надежности, для достижения желаемого результата на каждом этапе реализации.

Теперь рассмотрим случай, когда разрешение на строительство получать необходимо, но застройщику необходимо начать строительство по какой-либо причине ранее.

Иногда можно услышать мнение, что допускается до получения разрешения на строительство производство подготовительных работ. На момент написания статьи это не соответствует истине. Такие изменения в законодательство вводились только для строительства олимпийских объектов в г. Сочи. В настоящее время нет возможности начала строительства до момента получения разрешения на строительство.

Но стоит отметить, что в настоящее время проходит межведомственные экспертизы, перед внесением в Государственную Думу, законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который в случае принятия позволит начать производить внутриплощадочные и внеплощадочные подготовительные работы по перечню, который определит Минстрой РФ. Начало производства подготовительных работ будет производиться по решению застройщика в уведомительном порядке, с предоставлением определенного перечня документов. Принципиальным в этом законопроекте является то, что на момент начала производства подготовительных работ у застройщика в наличии должны быть утвержденные документы по планировке территории: градостроительный план земельного участка или проект планировки территории, в случае строительства линейного объекта, а также подготовленная проектная документация. Таким образом, выигрыш по времени получится только в случае строительства объекта, для которого требуется прохождение экспертизы проектной документации, которая с учетом администрирования занимает 50-70 дней, и времени администрирования на получение разрешения на строительство после получения положительного заключения экспертизы – от 10 до 30 дней. Для объектов, для которых не требуется прохождение экспертизы проектной документации, выигрыш по времени составит только максимум месяц, сколько обычно занимает время на компоновку уже готовой документации для сдачи и непосредственно само получение разрешения на строительство.

Следует отметить, что для проведения инженерных изысканий на земельном участке, результаты которых необходимы для подготовки проектной документации, не требуется разрешение на строительство, а это тоже занимает время. В обязательном порядке необходимо проведение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-экологических изысканий, инженерно-геологических изысканий. Необходимость проведения других инженерных изысканий определяет проектировщик.

Скажите пожалуйста, подготовительные работы: устройство забора и проведение электричества на площадку тоже квалифицируются как строительные работы?Я читала, шла речь, разрешить проводить подготовительные работы без разрешения на строительство. Или это только в планах?Спасибо!

Пока эти положения в Градостроительные кодекс РФ не были внесены.

Порядок проведения необходимых работ, которые как необходимые подготовительные действия предшествуют самому строительству установлен главой 6 ГрК РФ (документация, проектирование и т.д.). Среди названных положений возможность осуществления на участке каких-либо действий прямо не предусмотрено.

Однако, в законодательстве существует прямые нормы относительно возможности проведения подготовительных работ и их перечень. Но действуют они только во исполнение Закона от 29.12.2014 № 473-Ф «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Так, приказом Минвостокразвития России от 03.03.2015 № 25 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития» по исполнение требований Закона от 29.12.2014 № 473-Ф утвержден перечень подготовительных работ.

К сожалению, утверждать то, что его можно использовать на всей территории России, нельзя.

Поэтому Вам достаточно обратиться в региональное представительство Минстроя и архитектуры по своему региону, которое может отдельно устанавливать положения по подготовительным работам на участке до получения разрешения на строительство.

Важно обратить Ваше внимание на то, что ведение строительства в нарушение ст. 51 ГрК РФ до получения соответствующего разрешения не указано в Налоговом кодексе в качестве основания для отказа в возмещении НДС. Ответственность за строительство без соответствующей разрешительной документации предусмотрена нормами КоАП РФ. Отсутствие у общества названных документов не опровергало того, что оно осуществляло строительство, конечным результатом которого являлась реализация товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2012 N А45-14863/2011). Значит формирование стоимости и возмещение НДС по стройке без разрешения правомерно в период без разрешения.

Обоснование

Из Приказа Минвостокразвития России от 03.03.2015 № 25 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития»

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ

ДОПУСКАЕТСЯ ДО ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

ОБЪЕКТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ

ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Геодезические разбивочные работы для строительства.

2. Выполнение комплекса мероприятий по охране труда и безопасному проведению работ.

3. Разбивка в натуре основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками.

4. Размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения, временных источников и сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, связи, временных очистных сооружений, объектов освещения, средств сигнализации.

5. Освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ, в том числе:

а) расчистка территории, включая освобождение участков от деревьев и кустарников;

б) перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства.

6. Осушение территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод, проведение на территории строительной площадки других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства.

7. Устройство водоотведения (дренажи и водоотливы) на строительной площадке.

8. Устройство берегоукрепления.

9. Устройство крановых путей.

10. Устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима.

11. Обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем.

12. Устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования.

13. Инженерная подготовка территории размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование, в том числе строительство:

а) подъездных путей и временных дорог;

б) временных причалов;

в) линий электропередачи с трансформаторными подстанциями (до 1000 В);

г) сетей водоснабжения и водозаборных сооружений;

д) сетей газоснабжения и газораспределительных сооружений;

е) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;

ж) жилых поселков для строителей;

з) сооружений производственно-вспомогательного назначения;

и) сооружений и устройств связи для управления строительством;

к) набережных и причальных сооружений.

14. Разведочное бурение и исследование грунта.

15. Производство земельных работ, а именно:

а) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии экологической экспертизы);

б) разработка грунта;

в) уплотнение и укрепление грунта;

г) вертикальная планировка участка;

д) перемещение грунта;

е) устройство насыпей.

16. Устройство шпунтового ограждения.

17. Устройство подпорных стен.

18. Ландшафтные работы.

19. Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений.

Работы подготовительного периода в строительстве необходимо выполнить на территории, которую отвели под строительную площадку, чтобы создать требуемые условия для производства технологических процессов основного периода строительства.

Перечень подготовительных работ будет зависеть от местонахождения стройплощадки – в городской черте застройки или это работы вне населенного пункта. Поэтому на начальном стадии подготовительные работы несколько отличаются:

Если участок отведен в городской черте:

  • Работы подготовительного периода в строительстве следует начать с регистрации зеленых насаждений. Если они попадают в зону строительства будущего объекта, то необходимо оформить разрешение на их снос.
  • Далее приступают к работам по демонтажу строений, вскрытию дорожного покрытия там, где по проекту будут строиться подземные сооружения или прокладываться коммуникации (сначала по временной схеме для нужд строительства).

Участок отведен в условиях естественной природной среды:

  • Зеленые насаждения, оказавшиеся в зоне застройки и не подлежащие пересадке, спиливают, выкорчевывают или срезают.
  • Деревья, которые не мешают строительству, но попадают по проекту производства работ в зону работы механизмов и машин, нумеруют, а стволы их ограждают тесовыми коробами.

Подготовительные работы

  • Геодезические работы на территории строительства подразумевают — устройство реперов, установку разбивочных знаков, обносок. Положение будущего строения на местности до начала всех работ по строительству фиксируется по геодезическим планам зоны строительства. В застроенных районах города объект привязывается к красным линиям, если это незастроенные районы – к городской полигонометрической сети, а в неосвоенных районах – к государственной триангуляционной сети. Геодезической службой города производятся работы по выносу опорных осей здания (сооружения) в натуру и указывается репер (или несколько). Это практически осуществляется забивкой металлических штырей на пересечении осей здания, сооружения. После этого геодезическая разбивка передается заказчиком строительной фирме. Работы по разбивке или привязке осей и вертикальных отметок выполняют для правильной ориентации объекта на местности.
  • Прежде чем приступить к выполнению земляных работ, необходимо выполнить обноску , чтобы зафиксировать геодезические отметки, так как при устройстве котлована, вынесенные оси в натуру будут нарушены. Обноску делают деревянной или металлической. На расстоянии не менее метра по периметру запроектированного котлована устанавливаются деревянные или металлические стойки. Крепление горизонтальных элементов производится в обязательном порядке к стойкам. Эти горизонтальные элементы выполняются из доски (толщиной 40мм), а металлические – из уголка. Разбивочные оси наносятся на деревянной обноске гвоздями, к которым впоследствии, после выемки котлована, крепится проволока, которая обозначает оси здания. Маркировка их производится масляной краской. Если местность с уступами, то и обноску выполняют уступами.
  • Расчистка стройплощадки – это работы подготовительного периода в строительстве. К ним относятся – работы по корчевке деревьев, вырубке кустарников, сносу существующих строений на площадке. Работы по корчевке производят специальной техникой, слой растительности (дерн) снимают грейдерами, бульдозерами. При наличии на территории каменных строений, работы по их сносу делают при помощи имеющейся специальной техники, а бульдозерами и экскаваторами убирают обломки.
  • Отвод грунтовых и поверхностных вод со стройплощадки. Для этого во время подготовительного периода создают площадки с водоотводными канавками, предназначенными для отвода вод в более низкие по рельефу зоны. При этом соблюдают уклон 0,2 % и более, чтобы избежать засорения и заиливания их. Можно прибегнуть к устройству закрытых дренажных систем – это заполненные гравием, песком или щебнем траншеи, внизу которых смонтирована перфорированная труба, лоток, куда дренирует вода с прилегающей к дренажной траншее территории. Сверху траншея прикрывается грунтом. Такие дренажные системы устраиваются ниже отметки промерзания грунтов в данной местности, и выполняются с продольным уклоном 0,5% и более.
  • Работы по планировке поверхности площадок (складских и монтажных). Необходимо в период подготовительного периода выполнить работы по устройству и планировке площадок для складирования материалов и монтажную площадку, где непосредственно ведутся строительные работы. Их поверхность планируют учитывая отвод поверхностных вод, то есть с уклоном.

Кроме всего перечисленного, необходимо выполнить работы по временному ограждению стройплощадки забором, если она расположена в населенных пунктах или на территории действующего предприятия. Если строительство ведется за пределами городской черты, то достаточным будет ограждение стройплощадки проволокой.

Далее инженерно – техническое обеспечение стройплощадки, устройство проездов и бытовых помещений, прочие вопросы из этой категории следует выполнять согласно проекту производства работ (ППР), проекту организации строительства (ПОС). И еще хочу добавить, что до начала работ подготовительного периода необходимо получить разрешение на производство работ, которое выдают органы Государственного архитектурно — строительного контроля (ГАСК).

Подготовительные работы на строительном объекте


Перед началом строительства необходимо выполнить комплекс работ по подготовке строительной площадки. Состав работ может быть различен и зависит от местных условий, расположения на рельефе и в городской застройке, времени года и вида строительства (новое, расширение, реконструкция).

Подготовительные работы разделяются на внеплощадочные и внутриплощадочные. Внеплощадочные: строительство подъездных дорог; инженерные сети и сооружения; вскрышные работы на карьерах, отвалах, резервах; создание строительной инфра-

Структуры (производственных предприятий, баз механизации, складов и т.д.). Внутриплощадочные: устройство геодезической разбивочной основы; расчистка

Территории; предварительная вертикальная планировка; водопонижение и водоотвод; перенос транзитных коммуникаций и устройство основных внутриплощадочных инженерных сетей; монтаж инвентарных зданий и технологических сооружений; мероприятия по охране окружающей среды; ограждение и освещение строительной площадки.

Проектные решения по подготовительным работам разрабатываются в ПОС и ППР. Внутриплощадочные работы выполняются генподрядной строительной организацией после получения разрешения на строительство.

Геодезическая разбивочная основа создаётся на площадке в виде развитой сети закреплённых знаками пунктов, определяющих положение объекта на местности. Она должна обеспечивать исходными данными последующие построения и измерения на всех этапах строительства. В состав основы входит: создание опорной геодезической сети, разбивка зданий и сооружений на местности, закрепление осей.

Опорная геодезическая основа создаётся в виде:

А) строительной сетки (с размерами сторон 50…400м, в зависимости от плотности застройки), продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности зданий и сооружений и их габариты. Создаётся для строительства крупных промышленных предприятий, жилых микрорайонов, групп зданий и сооружений.

Б) красных линий, продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности зданий и сооружений. Создаётся для отдельных строительных объектов.

В) сетей триангуляции или трилатерации (измерение сторон треугольников с помощью дальномеров), с привязанными к ним основными осями сооружений. Применяется при строительстве крупных линейных сооружений (мостов, плотин и др.).

Г) полигонометрических или теодолитных ходов вдоль трассы и осей сооружений. Создаётся при строительстве дорог, трубопроводов и других подобных сооружений.

Геодезическую разбивочную основу создают в виде замкнутых полигонов или отдельных нивелирных ходов так, чтобы отметки были получены не менее чем от двух реперов геодезической сети. Пункты основы совмещают с пунктами, определяющими положение объекта в плане. Точность построения геодезической разбивочной основы принимают, руководствуясь величинами допустимых средних квадратических погрешностей угловых, линейных и высотных измерений, например:

Угловые измерения 5…3011 ;

Линейные измерения 1/2000…1/50 000;

Высотное обоснование (отметки) 2…5мм.

Основа выполняется плановая и высотная в абсолютных единицах измерений. При необходимости вводится условная система координат и высот. Знаки геодезической разбивочной основы наносятся на стройгенплан.

Для подрядчика геодезическая основа сдаётся заказчиком не менее чем за 10 дней до начала строительства. Подрядчику передаются:

Пункты строительной сетки, красных линий, триангуляции, теодолитных и нивелирных ходов в виде каталогов или ведомостей;
-оси, определяющие положение и габариты зданий в плане, закреплённые створными знаками (не менее 4-х на ось), для линейных осей не реже, чем через 500м;

Реперы – не менее 2-ху каждого здания или сооружения, или через 500м вдоль осей линейных сооружений.

Положение знаков должно проверятся не реже двух раз в год.

В состав работ по расчистке территории строительной площадки включаются:

Расчистка площадки от ненужных деревьев, кустарника, раскорчёвка пней;

Снятие плодородного слоя почвы;

Снос или разборка ненужных строений;

Отсоединение и перенос инженерных сетей, попадающих в пятно застройки;

Предварительная вертикальная планировка площадки.

Расчистка территории от ненужных деревьев производится в соответствии с проектом, на основании лесорубочного билета, выдаваемого органами природопользования и охраны окружающей среды. Валка деревьев осуществляется вручную электрическими или механическими пилами или механизированным способом при помощи тракторов с треле- вочно-корчевальнымилебёдками, бульдозеров с высоко поднятыми отвалами. При необходимости, кусторезом предварительно срезается кустарник и подлесок. Кусторез имеет раму с отвалами и ножи, которые срезают стволы диаметром не более 20см на уровне земли. Оставшиеся после валки деревьев пни выкорчёвываются корчевателями, бульдозерами или тракторами с лебёдками. Если корневая система очень развита, то корни разрушаются взрывами небольшой мощности.

Законодательство требует бережного отношения к природе, поэтому ценные деревья и кустарники, мешающие производству работ, выкапывают и переносят в новое место (по проекту).

Со строительной площадки должны быть убраны валуны. Мелкие валуны, если помещаются в ковш, загружаются в транспортные средства экскаватором, более крупные перемещаются бульдозерами за пределы зоны работ. Валуны могут быть раздроблены на месте взрывным способом с помощью накладных или шпуровых зарядов.

Плодородный слой почвы (толщина 20…50см) подлежит снятию и последующему использованию при рекультивации земель строительной площадки. Грунт срезается бульдозерами или автогрейдерами и перемещается в специально выделенное под складирование место. В случае наличия загрязнения и невозможности проведения биологической и химической очистки (городская застройка или реконструкция промышленных предприятий) грунт утилизируется. При работе с плодородным слоем следует предохранять его от смешивания с нижележащим слоем, загрязнения, размыва и выветривания. Зимой снимать плодородный слой не рекомендуется.

Снос зданий и сооружений, попадающих в зону застройки, выполняется путём обрушения или членением на части с последующей разборкой. Каркасные деревянные и металлические строения разбирают, отбраковывая элементы для вторичного использования. Сборные железобетонные объекты разбирают по схеме сноса, обратной схеме монтажа. При разборке каждый элемент должен освобождаться от связей, предварительно раскрепляться и занимать устойчивое положение. Сборные элементы, не поддающиеся демонтажу, расчленяются, как монолитные.

Монолитные железобетонные и металлические строения разбирают по специально разработанной схеме сноса, обеспечивающей устойчивость строения. Членение на блоки разборки начинают со вскрытия арматуры, блок закрепляют, после чего режут арматуру и обламывают блок. Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъёмности крана при наибольшем вылете стрелы.

Снос зданий и сооружений, в том числе каменных, осуществляют обрушением экскаваторами с различным навесным оборудованием – шар-молотами,клин-бабами,отбой-
ными молотками, обратной лопатой, гидравлическими ножницами. Вертикальные части строений для предотвращения разброса обломков по площади обрушают внутрь пятна застройки. Обломки сдвигают в сторону бульдозерами или загружают в транспортные средства.

Отсоединение и перенос с площадки существующих инженерных сетей является важным элементом подготовки строительной площадки. На подготавливаемой строительной площадке могут быть расположены не только локальные, но и магистральные сети электроснабжения, водопровода, канализации, газопровода, теплосети, связи. В этих случаях до начала строительства все сети должны быть вынесены с пятна застройки и проложены за пределами площадки, чтобы обеспечить их бесперебойное функционирование.

После выполнения ранее рассмотренных работ осуществляется предварительная вертикальная планировка. Особенно важно выполнить эту работу при строительстве на пересечённой местности, при неблагоприятных грунтовых условиях и развитой сети транспортных коммуникаций.

Водоотвод и водопонижение.


Водоотвод – удаление поверхностных вод с территории строительной площадки. Поверхностные воды образуются из атмосферных осадков (дождевые и талые воды). Территория строительной площадки должна быть защищена и от поверхностных вод, поступающих с более высоких участков рельефа и от вод скапливающихся непосредственно на самой площадке. Для удаления воды её перехватывают и уводят за пределы строительной площадки.

Для перехвата вод устраивают нагорные и водоотводные канавы или обваловывание вдоль границ строительной площадки в повышенной её части.

Поверхностные воды, скапливающиеся на площадке, удаляются приданием соответствующих уклонов при предварительной вертикальной планировке или устройством накопительных бассейнов (зумпфов) с последующей откачкой насосами.

Поверхностные воды удаляются в систему ливневой канализации или в пониженные участки рельефа местности.

Водопонижение – снижение уровня горизонта грунтовых вод. Осуществляется при помощи отсечных дренажей или водопонизительных скважин, с установкой в них насосов и отводом воды.

Строительное водопонижение выполняется только при наличии проектного обоснования и технологического решения. Для водопонижения строительной площадки используются следующие технологии: устройство водопонизительных скважин (открытых и вакуумных), оборудованных насосами; бурение самоизливающихся и водопоглощающих скважин; устройство сквозных фильтров; устройство иглофильтровальных систем.

Подготовка и обустройство строительной площадки включают:

Сооружение временных дорог и подъездов с максимальным использованием существующей дорожной сети;

Прокладку временных коммуникаций (водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, связь);

Устройство площадок для стоянки и ремонта строительных машин;

Ограждение и освещение строительной площадки;

Установку временных бытовых производственных помещений;

Производственное благоустройство строительной площадки (выполнение решений по охране труда, производственной санитарии и технике безопасности, заложенных ППР).

Обустройство строительной площадки производится на основании решений стройгенплана соответствующего проекта производства работ.

Загрузка...
Top