Формулы которые пригодятся в жизни. Роль математики в науке. учитель начальных классов

Пачева Алина

Руководитель проекта:

Филькова Лариса Николаевна

Учреждение:

МКОУ "СОШ №27" г.о. Нальчик

В данной исследовательской работе по математике на тему "Математика в обычной жизни" автор изучает отрасли деятельности человека и профессии, где встречается математика, доказывает ее необходимость, а также узнает, нужна ли математика человеку в обычной, повседневной жизни?

В представленном исследовательском проекте по математике на тему "Математика в обычной повседневной жизни" проводится изучение высказываний великих людей о математике, доказывается необходимость математики не только в определенных профессиях, но и в повседневной (обычной) жизни.


В исследовательской работе по математике "Математика в обычной повседневной жизни" учащаяся планирует познакомить школьников с результатами своего исследования с целью развития интереса к этому предмету, расширения знаний по математике и кругозора.

Введение
1. Математика в повседневной жизни.
2. Математика в профессиях.
3. Зачем нужна математика в разных отраслях жизни?
3.1. Зачем нужна математика?
3.2. Зачем нужна математика ребенку?
3.3. Зачем нужна математика гуманитариям?
4. Высказывания великих людей о математике.
Заключение

Введение

Однажды у меня возник вопрос «А для чего нужна математика? , Для чего мы учим различные уравнения и теоремы? Мы же пользуемся математикой только в магазине при покупке продуктов. Почему математику мы изучаем с детского сада? » А я попыталась узнать всю важность этого предмета.

Считаю, что моя тема исследовательской работы по математике "Математика в обычной жизни" является актуальной .

Цель исследовательской работы: изучить, где математика встречается в жизни и доказать ее необходимость. Узнать, нужна ли математика человеку в обычной жизни?

Задачи:

  1. Изучить виды деятельности (профессии), где человеку не обойтись без математики;
  2. Ответить на вопросы: зачем нужна математика в обычной жизни? и что может дать математика каждой отдельной личности? ;
  3. Изучить высказывания великих людей о математике.

Гипотеза: математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной (обычной) жизни.

Математика в повседневной жизни и работе


Математика - совокупность наук изучающих величины, количественные отношения, а также пространственные формы.

Многие известные математики говорят, что главное в математике - научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход »- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью.

Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

Благодаря математике мы решаем множество вопросов в обычной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни . Любой ребенок даже, который не изучал арифметику сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.

Математика и режим дня . Например, наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений.

Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах. После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия, сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день. И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.

В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы, потом математике нас учат в университете. С каждым годом курс расширяется становиться более углубленным, все больше предметов связанно с математикой.

В средней школе у нас появляется алгебра и геометрия в замен арифметике. Наш кругозор расширяется. Мы можем понимать, видеть то, что раньше нам казалось не ясным. Математические науки развивают наше мышление, учат нас соображать.

С возрастом мы решаем все больше и больше задач: Какое количество продуктов нужно купить, чтобы хватило на неделю? Сколько нужно зарабатывать, чтобы накопить на дачу и поездки за границу? Сколько краски нужно купить, чтобы покрасить стены в спальне?

Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. У нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как ее нужно хорошо скроить, а для этого точно все измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолетов, никакой большой промышленности.

Не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации. Использование математики, измерение «насколько? », «как долго? » являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем.

Благодаря математике появились вычислительные счетные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы.

Ремонт дома . Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности которых будет зависеть ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.

Таким образом , я могу сказать, что математика требуется нам повсюду, и нет такой области жизни, где бы мы могли без нее обойтись.

Математика в профессиях


В мире не существует ни одной профессии, где не встречается математика. И мнение учеников, что математика нам не пригодится неверна. В любой профессии человек нуждается в математике. Даже человеку, чья работа не связана с математикой, она необходима.

Ведь нужно знать математику, чтобы тебя не обсчитали, выдавая тебе зарплату или пенсию. Также математика учит решить любую задачу несколькими решениями. Благодаря этому человек развивает свое неординарное мышление.

Можно привести очень много наглядных примеров профессий, где необходима математика:

  • Бухгалтер
  • Инженер
  • Продавец, программист и многие другие….

Бухгалтер.
В профессии бухгалтера математика просто необходима. Бухгалтер начисляет зарплату, пособия, отпускные, исчисляет налоги, страховые взносы и т.п.

Продавец.
В профессии продавца математика нужна для того, чтобы считать деньги, поступившие продукты и товары, количество оставшихся продуктов и товаров и т.д.

Несмотря на то, что ваша будущая профессия не предполагает связь с математическими формулами и расчетами, никто не знает, чем вы будете заниматься в будущем. Например, заходите стать предпринимателем и открыть свое собственное дело.

Такая смена работы потребует от вас овладение новыми навыками по организации и ведению бизнеса, включая бухгалтерию, а без математических методов прогнозирования, моделирования, анализа и расчетов никак не достичь успеха.

Зачем нужна математика в разных отраслях жизни?

Зачем нужна математика?

Что она дает человеку, какие способности и умения развивает?

Прежде всего, эта фундаментальная наука развивает наши умственные способности – анализ, дедукцию, умение прогнозировать. Математические знания улучшают абстрактное мышление, усиливают его быстроту, учат абстрагироваться, концентрироваться и тренирует память.

Если конкретизировать, что дает нам математика, то результат знакомства с ней можно представить следующим списком навыков:

  • общение;
  • анализ сложных ситуаций, принятие оптимальных решений, независимо от сложности ситуации;
  • поиск и нахождение закономерности;
  • развитие логики, рассуждение, обобщение, грамотная формулировка мысли и логические выводы;
  • быстрота принятия решений;
  • планирование и удерживание в голове сложной пошаговой последовательности;
  • логичное построение сложных операций и хранение их в памяти.

Перечисленные навыки приобретаются не только в результате решения задач различных разделов математики (алгебры, геометрии, тригонометрии, теории вероятности, статистки и т.п.), но и в процессе использования таких математических и логических методов, как головоломки, точные науки или интеллектуальные игры, которые нагружают ваши мозги и «заставляют» искать нестандартные решения и анализировать.

Зачем нужна математика ребенку?

Математика необходима для развития детей. Кроме того, что она развивает ум ребенка, она закладывает основу рационального мышления и интеллектуального развития еще на этапе школьного обучения.

Математика, формируя логику, тренирует наш ум, что позволяет сопоставлять различные понятия, здраво анализировать их и осмысливать. Человек с «кашей в голове» более подвержен заблуждениям, как в мыслях, так и в рассуждениях. Другими словами, знание математики не позволит обмануть вас, как обманулись миллионы людей, доверивших свои вклады финансовым пирамидам.

Математика – это не просто формулы и расчеты, это логика и порядок, которые вытекают их правил и функций! Математические знания позволяют человеку правильно рассуждать, формировать свои мысли, удерживать в голове сложные последовательности и выстраивать между ними взаимосвязи.

Зачем нужна математика гуманитариям?

Многие гуманитарии считают, что им математика не нужна, забывая о том, что математическое мышление поможет в любой профессии, не связанной с точными науками. Далеко ходить не нужно, вспомните адвокатов: свою защиту в суде они выстраивают, словно шахматисты, придумывая хитрые и неординарные решения, используя законодательную базу и логический порядок действий.

Специально изучать углубленный курс математики - смысла нет. Для получения необходимых базовых знаний достаточно школьного и начального вузовского образования, на котором общеобразовательные предметы являются обязательными для всех, как для технарей, так и для гуманитариев. Изучение разнонаправленных предметов гармонично дополняет знания человека, которые пригодятся не только в будущей профессии, но и в повседневной жизни.

Высказывания великих людей о математике

  • Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)
  • Математика – царица наук, арифметика – царица математики. (К.Ф. Гаусс)
  • Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)
  • «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын)
  • Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов)
  • Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)
  • Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе? (Платон)
  • Было бы хорошо, если бы эти знания требовало само государство и если бы лиц, занимающих высшие государственные должности, приучали заниматься математикой и в нужных случаях к ней обращаться. (Платон)
  • Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность. (П.Л. Чебышев)
  • Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. (Д.И. Писарев)
  • Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой. (А.И. Герцен)
  • Полет – это математика. (В. Чкалов)
  • Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
  • Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение. (В. Произволов)
  • В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)
  • Химия – правая рука физики, математика – ее глаз. (М.В. Ломоносов)
  • Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
  • Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива. (Р. Петер)
  • Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным. (М.В. Ломоносов)
  • Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике. (М.В. Ломоносов)
  • Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов)
  • Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком. (К. Вейерштрасс)
  • Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)
  • Только с алгеброй начинается строгое математическое учение. (Н.И. Лобачевский)
  • Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни од¬ной. (А. Эйнштейн)
  • Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств. (Л. Эйлер)
  • Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. (И. Гете)
  • Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики". (Ж. Фурье)
  • ...Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике, свести параллели к схождению и раздвинуть перпендикуляры к прямой на расхождение. (В.Ф. Каган)
  • Счет и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)
  • Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д. Пойа)
  • Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц)
  • Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)

Заключение

На сегодняшний день мы не знаем сфер жизнедеятельности человека, где не нужна математика. Без неё не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство, следовательно, диапазон всего того, где нужна математика, достаточно широк.

Когда мы приступаем в школе к изучению этой дисциплины, мы не знаем, сделаем ли мы открытие в физике, информатике, астрономии или другой науке. А может, будем инженером или архитектором, авиаконструктором или фармацевтом, т.е. специалистом той профессии, где математика будет нужна именно нам.

Не исключено, что будем домохозяйкой, визажистом или знаменитым модельером, которому необходимо делать чертежи для выкроек костюмов. Или судьба испытает нас в профессии программиста, юриста, капитана океанского судна или руководителя геологической экспедиции, поскольку всё это – сферы, где нужна математика просто в обязательном порядке.

При работе над проектом мы убедились, что каждый должен знать и изучать эту величайшую из всех наук, без которой нельзя представить своей жизни, поскольку математика является своеобразным проездным билетом, без которого невозможно отправиться в путь. Она развивает логическое мышление, целеустремлённость, воображение, умение находить выход из любых ситуаций.

Математика заставляет думать, помогает человечеству открывать и использовать законы природы и во все времена была могучим двигателем науки и техники.

Я убедилась, что математика просто необходима в жизни, быту и профессиях. В связи с этим я решила познакомить как можно больше учащихся с результатами моего исследования с целью развития интереса к этому предмету, расширения знаний по математике и кругозора в целом.

Выдвинутая гипотеза о том, что математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни – подтвердилась.

Список литературы

1. Аксенова М.Д. - Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Главный ред. М.Д. Аксенова - М. Аванта, 1998.
2. Глейзер Г.И. «История математики в школе»
3. Сергеев И.С. «Примени математику»
4. Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000).
5. Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 1997, 1999.

Сможете ли вы доступно объяснить ребёнку, для чего ему нужно заниматься математикой? Ведь изучение понятий, законов математики и логики, решение математических и логических задач требует умственных усилий. А зачем вообще это нужно?

Мы изучили ряд научных исследований, и выделили реальные доказательства пользы от занятий математикой.

Даже если вы убеждены, что жизнь вашего ребенка не будет связана с математикой, рекомендуем все равно прочитать нашу статью, чтобы как минимум с легкостью ответить на вопросы маленького «почемучки».

1. Математика развивает мышление

Изучая математику и решая задачи, ребёнок учится:

  • обобщать и выделять важное;
  • анализировать и систематизировать;
  • находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи;
  • рассуждать и делать выводы;
  • мыслить логически, стратегически и абстрактно.

Как регулярные спортивные тренировки «прокачивают» тело, делают его здоровым, сильным и выносливым, так регулярные занятия математикой «прокачивают» мозг – развивают интеллект и познавательные способности, расширяют кругозор.

2. Занятия математикой тренируют память

Ученые из Стэнфордского университета в США изучили процесс решения человеком математических задач и выяснили, что взрослые люди используют для этих целей мышление и доведенный до автоматизма навык «доставать» из памяти уже имеющиеся там ответы.

Дети до 7 лет часто прибегают к помощи пальцев рук и ног, а также различных заменителей (реальных предметов, счетных палочек). В «переходный период», в возрасте от 7 до 9 лет, у школьников формируется «взрослый» навык «думания», осмысления и запоминания информации.

Интересное исследование было опубликованно в журнале «Nature Neuroscience» в 2014 году. В первую очередь, оно было посвящено изучению роли гиппокампа (области в головном мозге) в развитии познавательной активности детей. Но его косвенные выводы таковы:

  • если хотите, чтобы у ребенка в школе не было проблем с математикой – тренируйте память в раннем возрасте;
  • решение математических задач развивает память.

3. Математика закаляет характер

Для правильного решения математических и логических задач нужны внимательность, настойчивость, ответственность, точность и аккуратность.

Чем регулярнее ребенок тренирует эти «мышцы характера», тем сильнее они становятся, тем чаще помогают ребенку в решении не только учебных задач, но и жизненных проблем.

ЛогикЛайк – подходящая платформа для тренировок по 20-60 минут в день. Решайте задачи, участвуйте в олимпиадах по логике и математике, развивайте волю к победе и умение побеждать!

Мы создаём и простые, и олимпиадные задачи, которые хочется решать:

  • задания для 1 класса ;
  • задания для 2 класса ;
  • задания для 3 класса .

4. Музыка для математики, математика – для музыки

Комплексное исследование , проведенное Барбарой Хелмрич (Barbara H. Helmrich) из Колледжа Нотр-Дам в Балтиморе, выявило, что дети, которые играли на музыкальных инструментах в средней школе, ощутимо лучше успевают по математике в старших классах.

Ученые обнаружили, что за решение алгебраических задач и обработку музыкальной информации отвечает один и тот же участок головного мозга.

«Наибольшая средняя разница в результатах по алгебре между любыми двумя группами испытуемых была обнаружена между афроамериканскими «инструментальными» группами и группами «немузыкальных» школьников».

Парадоксально, но ученые как будто не интересовались обратной связью.
Ведь если за развитие математических и музыкальных способностей отвечает один и тот же участок головного мозга, не исключено, что занятия математикой улучшают музыкальные способности.

Вспоминается Шерлок Холмс, который был одновременно превосходным сыщиком и талантливым скрипачом. Многие скажут, что знаменитый английский сыщик – просто выдумка, но у него был свой реальный прототип, наставник и друг Артура Конана Дойла. Страстным скрипачом был и величайший физик Альберт Эйнштейн.

5. Математика помогает преуспевать в гуманитарных науках

Именно ранние математические способности – верная предпосылка к тому, что в дальнейшем ребенок будет не только хорошо понимать математику, но и преуспевать в других школьных дисциплинах. Далее по значимости вклада в учебные успехи идут навыки чтения и способности управлять своим вниманием.

К таким выводам пришли ученые в области образования и социальной политики Северо-Западного университета в Эванстоне. В ходе исследования они оценивали связь ключевых элементов готовности к школе (базовые навыки для приема в школу - «академическая» готовность, внимание, социально-эмоциональные навыки) с дальнейшими успехами в учебе.

Математика – наука междисциплинарная, она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией. Социология и экономика неотделимы от математики, и многие выводы даже привычно гуманитарных наук, таких как лингвистика, журналистика, опираются на математические модели и понятия, математические и логические законы.

6. Развивает навыки решения бытовых задач

Барбара Оакли, доктор технических наук, исследователь стволовых клеток мозга и автор книги «Думай как математик» подчеркивает:

«Математика избавляет нас от «магического мышления» – мы стремимся вникнуть в суть вещей и не полагаемся на авось и высшие силы».

Чем сложнее становятся математические задачи, тем больше навыков требуется для их решения. Ребенок учится рассуждать, выстраивать последовательности, продумывать алгоритмы, жонглировать сразу несколькими понятиями, и эти навыки входят в привычку.

Благодаря математике мы избавляемся от вредных привычек:

  • не домысливаем, а оперируем только точными терминами;
  • не просто механически запоминаем информацию и правила, а оцениваем ее, анализируем, размышляем, чтобы понять и усвоить новый материал, новый жизненный урок.

7. Математика – основа успешной карьеры

Если 10-15 лет назад перспективным считалось изучение иностранных языков, то сейчас свободным владением несколькими языками никого не удивишь. Теперь профессиональная востребованность во многом зависит от понимания технологий, умения мыслить, абстрагироваться и способностей к решению нестандартных задач. Крайне сложно обойтись без знания математики тем, кто хочет работать в сфере IT.

Абстрактное, критическое и стратегическое мышление, аналитические способности, умение выстраивать алгоритмы – «мастхэв» для хорошего разработчика.


ТОП 5 гибких навыков.

Математика в жизни человека

Вам приходилось слышать такое выражение: математика - страна без границ? Эта фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько сроднились с ней, что попросту не замечаем ее.

А ведь с математики начинается наша жизнь. Ребенок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слово "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решать элементарную задачу: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

В школе математических задач много и сложность их с каждым годом растет. Они не просто учат ребенка определенным действиям. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения. Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает ее целеустремленнее, активнее, самостоятельнее.

И после школы математика очень даже пригодится. Во время учебы в вузе, на работе и дома нужно постоянно решать задачи связанные с математикой. Какова вероятность успешной сдачи экзамена? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Чему равна площадь поверхности стен вашего дома, и сколько нужно приобрести кирпича для утепления дома? Как правильно рассчитать, чтобы родилась девочка или мальчик? И тут на помощь придет математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать практические задачи, делает его жизнь намного удобнее.

Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на нее, решить любую задачу. Математика не подведет.

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников особое внимание уделяет таким базовым компетенциям, как грамотность в чтении, математике, и естествознании.

В чём же состоит цель математического образования?

    Подготовка в вуз.

    Подготовка к будущей профессии.

    Интеллектуальное развитие.

    Формирование мировоззрения.

    Ориентация в окружающем мире.

    Физкультура мозга.

Вот некоторые мотивировки относительно важности математического образования для личности.

Математика встречается и используется в повседневной жизни , следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Нам приходится в жизни считать, например, деньги. Мы постоянно используем, часто не замечая этого, знания о величинах, характеризующих протяженности, площади, объемы, промежутки времени, скорости и многое другое. Все это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.

Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Но несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, лингвисту, историку, и трудно оборвать этот список, настолько важно математическое образование для профессиональной деятельности в наше время. Следовательно, математика и математическое образование нужны для подготовки к будущей профессии . Для этого необходимы знания из алгебры, математического анализа, теории вероятности и статистики.

Философское постижение мира, его общих закономерностей и основных научных концепций также не возможно без математики. И потому математика необходима для формирования мировоззрения .

Математика должна способствовать освоению этических принципов человеческого общежития. Изучение ее призвано воспитывать в человеке интеллектуальную честность, объективность, стремление к постижению истины, она воспитывает также способность к эстетическому восприятию мира, красоты интеллектуальных достижений .

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», - М.В. Ломоносов. Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений . Решение задач, головоломок, математических ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.

Учитель математики КГУ «Кокпектинская СОШ» Гермаш Е.А.

Экология жизни.Как перестать проваливать дедлайны и прокрастинировать, научиться принимать важные решения и полюбить себя с помощью математики?

Как перестать проваливать дедлайны и прокрастинировать, научиться принимать важные решения и полюбить себя с помощью математики? Мы узнали ответ у автора недавно вышедшей в России книги «Думай как математик» и популярного курса на Coursera «Learning How to Learn» Барбары Оакли, доктора технических наук, инженера-консультанта и исследователя стволовых клеток мозга.

Если вы сильны в математике, вас намного сложнее одурачить

Я уже давно изучаю особенности человеческого мышления. Сейчас я работаю над книгой «Mindshift: How Ordinary and Extraordinary People Have Transformed Their Lives Through Learning - And You Can Too» («Смена мышления: как обучение изменило жизнь обычных и необычных людей - и вашу оно тоже изменит»). Она посвящена удивительным историям о людях, которые изменили свою жизнь и карьеру с помощью новых подходов к обучению.

Есть множество способов преодолеть страх перед естественными и точными науками. Выдающиеся ученые и гениальные умы, как правило, рано овладевают эффективными техниками обучения, потому что они начинают тренироваться практически с младенчества. На самом деле этими техниками обучения может овладеть любой человек в любом возрасте. Если бы раньше я не изучала иностранный язык, я бы и не подумала, что существуют специально структурированные практические приемы.

Когда вы идете в спортзал, вы занимаетесь на тренажерах, чтобы развить мускулатуру. Вы не думаете, что сможете накачать шикарный пресс, каждый день сидя на тротуаре. К математике можно применить тот же принцип. Она помогает развить невидимые мыслительные «мышцы», которые могут пригодиться вам в самых неожиданных областях. Например, если мне нужно нанять управляющего в магазин или разработать онлайн-курс, я скорее отдам предпочтение кандидату с развитым аналитическим мышлением. Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной.

Знание естественных наук предостерегает людей от «магического мышления»

Математика и другие науки могут помочь вам принять важное решение, которое повлияет на вашу жизнь; они же помогут вам справляться с повседневными трудностями. Знания в области математики и естественных наук предостерегают людей от «магического мышления». Когда дело касается зарплаты, иногда мне кажется, что деньги просто так возникнут из воздуха, и я получу все, что хочу, не прикладывая никаких усилий. Но этого не происходит. Деньги также не появятся в государственном бюджете магическим образом, хотя, конечно, государство часто заставляет нас верить в обратное. Естественно-научный бэкграунд просто делает нас умнее и позволяет отстраненно наблюдать за вещами. Например, мы все знаем, как важна хорошая экология, и понимаем, что нам стоит бороться за то, чтобы мир стал чистым и зеленым. Однако некоторые экологические инициативы, например электронные автомобили, на самом деле вредны для окружающей среды. Попросту говоря, людей, у которых нет никаких математических и естественно-научных знаний, намного проще одурачить, потому что они не умеют скептически смотреть на вещи.

Математики любят преподавать абстрактную математику, которая кажется оторванной от реальности, но на самом деле помогает овладеть навыками, которые можно легко перенести в разные сферы профессиональной деятельности. Изучать математику применительно к одной области, например бухгалтерскому делу, неэффективно, потому что это ограничивает гибкость вашего мышления и мешает применить новые знания и навыки в ином контексте. Это все равно что отказываться учить иностранный язык - тогда вы искусственным образом навсегда ограничиваете свое мышление в рамках одного языка. Если вы боитесь уравнений и формул и не знаете, как применить к ним воображение, попробуйте воспринимать их как стихи.

Уравнения - это лишь набор закодированных понятий; в них, как и в поэзии, присутствует глубинный смысл. Эйнштейн смог описать фотон с помощью воображения, а не с помощью математики.

Известно, что в математике он был не так уж силен и часто обращался за помощью к другим математикам, чтобы продолжить исследования. Зато фантазии ему было не занимать: он представлял себя летящим фотоном и думал о том, как его воспримет другой фотон. Воображение людей развито намного сильнее, чем они думают. Если вам кажется, что это не про вас, то подумайте вот о чем: если вам хватает воображения на то, чтобы любить и воспитывать своего ребенка, то вам хватит воображения и для того, чтобы создать чудесный новый мир.

Есть множество книг, которые помогут вам понять математику. Мои любимые - это «Простые вычисления» («Calculus Made Easy») Сильвануса Томпсона, «The World According to Wavelets: The Story of a Mathematical Technique in the Making» («Преобразование мира через вейвлеты: история развития математических методов») Барбары Берк Хаббард и трехтомное издание лекций по физике Ричарда Фейнмана. Все эти работы помогают познакомиться с математикой с разных сторон и объясняют, как она связана с реальностью.

Ваши успехи никак не связаны со степенью вашей гениальности

Я решила получить диплом инженера только в 26 лет. Это вызвало во мне много ненависти и доставило множество страданий в мой первый год; обнадеживали меня лишь редкие озарения. До того как я почувствовала, что «могу это сделать», прошло примерно полтора года. До этого я изучала русский язык, получила стипендию от службы вневойсковой подготовки офицеров запаса и степень бакалавра по славянским языкам и литературе. У меня был шанс стать экспертом в войсках связи, но я терпеть не могла математику и боялась ее.

Если вы тоже боитесь математики и естественных наук, вам следует знать, что ваш мозг постоянно выполняет сложные расчеты, просто вы об этом не подозреваете. Благодаря этому вы можете ловить мяч и объезжать дорожные ямы на автомобиле. Мы решаем уравнения и производим сложные расчеты бессознательно и не подозреваем, что решение нам уже известно, потому что у всех нас есть способности к математике и естественным наукам. Нам кажется, что математика более сложна, чем гуманитарные науки, лишь потому, что она закодирована в формулы и абстрактные понятия.

Я считаю, что существуют тысячи «правильных» способов обучения детей, поэтому не тяготею ни к какой конкретной школе или системе. Мы слишком часто подчеркиваем, что дети должны подходить к процессу обучения со страстью, хотя на самом деле процесс познания сам по себе должен пробуждать в них страсть. Образование должно культивировать в учениках креативность, любознательность и стремление к открытиям. Однако креативность должна быть подкреплена уверенными знаниями в определенном предмете. Если у вас в сознании нет обширного набора фактов, вряд ли вы сможете совершить творческое открытие. Хотя дети учатся в одной и той же школе в течение многих лет, их достижения не выравниваются, потому что успехи людей сильно зависят от их социального окружения и биологической предрасположенности. Но в действительности настойчивость значит гораздо больше, чем интеллект. Многие «середнячки» пошли намного дальше, чем очень одаренные люди.

Талантливые люди тоже сталкиваются с множеством вызовов: в детстве их обижают одноклассники, они начинают подавлять свои способности и ищут проблемы там, где их на самом деле нет. Талантливые люди гораздо чаще впадают в прокрастинацию, потому что в юности этот подход был действенным и, став взрослыми, они просто не могут перестроиться. Студенты постоянно соревнуются с более одаренными однокурсниками и пытаются их догнать, в результате они сильно ограничивают себя во времени, которое можно потратить на усвоение материала, и еще больше отстают. Нужно принять себя и свои особенности. Если вы чувствуете, что зашли в тупик, лучше спросите совета у компетентных людей. Перед этим попробуйте решить задачу самостоятельно, тогда вы лучше воспримете объяснения другого человека. В университете я злилась на своих преподавателей за то, что ничего не понимаю, хотя мне нужно было сделать всего лишь несколько самостоятельных шагов.

Я уверена, что глупые люди существуют! Я точно это знаю, потому что и сама время от времени бывала глупой. Все люди разные: некоторые студенты знакомятся с полезными техниками обучения и все равно предпочитают не использовать их. Это не значит, что они глупы, но мне жаль их, потому что они часто обманывают себя насчет того, на что они действительно способны. Нобелевский лауреат Ричард Фейнман любил рассказывать о своем IQ, равном 125, чтобы доказать, что успехи не зависят лишь от врожденной гениальности. Он достиг успеха именно с помощью упорных занятий физикой и математикой в течение многих лет.

Перестроить работу своего мозга не так сложно, как кажется

Мы мыслим в двух разных режимах: сфокусированном и рассеянном. Существует гипотеза, что это связано с тем, что позвоночным приходилось решать две важнейшие задачи одновременно: следить за передвижением врагов (рассеянный режим) и искать пищу (сосредоточенный режим). Если каждое из полушарий нацелено на определенный тип восприятия, шансы на выживание повышаются.

У людей левое полушарие связано со сфокусированным вниманием и специализируется на логическом мышлении; правое отвечает за обработку эмоций, рассеянное внимание и социальные коммуникации. Невозможно получить широкое представление об устройстве мира без участия правого полушария. Для успешного изучения наук и искусств необходимо чередование двух типов мышления. Все известные в истории науки озарения, будто нашептанные кем-то свыше, связаны именно с включением рассеянного режима мышления после долгого периода сосредоточенной работы. Представления о том, что у одних людей доминирует правое полушарие, а у других - левое, ошибочны. Мозг очень сложно устроен. Мы обманываем себя, когда пытаемся упростить его работу. Чудесная книга Майкла Андерсона «After Phrenology» («По стопам френологии») очень доходчиво объясняет читателю, почему модульный подход к пониманию работы мозга проблематичен.

Я не могу поверить в то, что студенты проводят около 16 лет в учебных заведениях, прежде чем получить степень бакалавра, но при этом у них нет ни одного курса по эффективному обучению. С другой стороны, курс по эффективному обучению в традиционной образовательной системе будет выглядеть примерно так: три недели будет затрачено на историю образования, еще три - на различные педагогические теории, еще три - на курс лекций о том, как учатся маленькие дети. Может быть, только в последние одну-две недели студенты смогут получить немного практических навыков. Так как большинство преподавателей не знакомы с неврологией, они не смогут ничего рассказать о таких жизненно важных вещах, как сфокусированный и рассеянный режим мышления или болевые центры мозга, которые заставляют нас прокрастинировать. Я думаю, современным студентам очень повезло, что у них есть доступ к таким книгам, как «Думай как математик», и таким курсам, как «Learning How to Learn» на Coursera. Информация, которая там дается, будет полезна для любого человека, который чему-то учится. Было бы здорово, если бы все эти подходы естественным образом встраивались в школьное и университетское образование. К счастью, это уже начинает происходить.

Все озарения, будто нашептанные кем-то свыше, связаны с включением рассеянного режима мышления после долгого периода сосредоточенной работы

Изменять университетские подходы к обучению - это все равно что переносить кладбище в другое место. Мы не можем ожидать этого от самих мертвецов. Я уверена, что университеты смогут измениться только в результате давления извне. Вот почему подрывная технология массового онлайн-обучения так важна. Это относится и к моему курсу «Learning How to Learn», отчасти дублирующему содержание книги «Думай как математик». Это самый популярный курс в мире, на него уже записались свыше миллиона слушателей только за последний год. И на то есть причина: он содержит мощные, полезные и эффективные идеи, подтвержденные научно. Так что теперь все перемены зависят от самих людей.

Многим студентам до сих неизвестно, что заметки на полях эффективнее простого подчеркивания в учебнике, а простое перечитывание не может заменить извлечения данных из памяти. Постоянное перечитывание конспектов или учебника дает иллюзию компетенции, хотя, если вы закроете книгу или тетрадь, вы поймете, что в вашем сознании ничего не осталось. Вместо этого регулярно проверяйте себя и воспроизводите в уме изученный материал.

Важно пояснить, что в школе дети необязательно учатся «неправильно». Другое дело, что одни методы обучения более эффективны, чем другие, а специализированные курсы помогают с ними познакомиться. Все люди отличаются друг от друга, главное - самостоятельно интегрировать эти подходы в свою собственную жизнь. Первый и самый важный шаг - просто перестать прокрастинировать, чтобы снизить уровень стресса, повысить эффективность обучения и освободить много времени для веселья и расслабления. Мы прокрастинируем, когда нам неприятно чем-то заниматься. Если вы боитесь математики, то сама мысль о ней для вас болезненна.

Если вам необходимо приступить к занятиям математикой, болевые центры в вашем мозге активизируются. Здесь важно уточнить, что после того, как вы начинаете заниматься, боль исчезает. Н

ужно вводить изменения постепенно. Если ваша главная проблема - прокрастинация, испытайте на себе «метод помидора»: включите таймер на 25 минут и сосредоточенно работайте. Это поможет вам сфокусировать свое внимание на короткий промежуток времени. В это время нельзя проверять социальные сети, говорить по телефону и искать что-то в интернете.

Секрет в том, что 25 минут - короткий промежуток времени, поэтому вы можете утешать себя тем, что скоро все закончится и вы сможете немного отдохнуть. Этот способ полезно подкреплять списками ключевых задач на день (5–10 пунктов) и на неделю (до 20 пунктов), чтобы отслеживать свой прогресс и не пропускать важные дела. Не забывайте «съедать лягушек поутру», то есть выполняйте самую важную и неприятную работу в начале дня. С изучением математики и естественных наук связано понятие, которое называется «эффект установки». Он связан с моментами, когда первоначальная идея или мысль препятствует поиску лучшей идеи или решения.

Очень часто этот первоначальный импульс приводит к неправильному результату. Когда вы долго бьетесь над заданием, именно этот барьер в вашем мышлении мешает вам найти верное решение. Я сама регулярно использую описанные в книге методы - например, постоянно пользуюсь «принципом помидора». Также, когда я читаю научную литературу, я постоянно отвожу взгляд и проверяю, что я могу вспомнить. Я думаю, что эти методы могут помочь и в изучении сложных абстрактных понятий, например философии. опубликовано

Очень часто от школьников или студентов, будущая профессия которых никак не связана с математикой, наличие точной науки в обязательной учебной программе вызывает недоумение и вопрос: «Зачем нужна математика ?», «Как она пригодится мне в жизни?». Большинство людей не видят смысла в изучении этой фундаментальной науки, забывая о том, что математика занимает первое место среди наук естествознания.

Чтобы определить место математики в нашей жизни, необходимо понять, какие качества помогают развить даже минимальные знания этого предмета и как их можно использовать на практике.

Роль математики в науке

Математика является одной из фундаментальных наук, законы, формулы и методы которой используются в других дисциплинах – химии, физике, биологии и даже рисовании. Несмотря на то, что отношения и взаимосвязи математических сущностей являются абстрактными понятиями, при взаимодействии с другими науками начинают работать конкретные описательные, моделирующие и предсказательные процессы, наделяющие математику «плотью и кровью».

Математика является одним из инструментов познания и понимания окружающего мира. Это точная наука, в которой нашли свое воплощение порядок и логика – именно им подчиняется мир вокруг нас.

Язык природы можно перевести на язык математики, язык цифр, это поможет нам понять структуру и связи любых явлений, построить модели и предсказать их будущие состояния. Достаточно вспомнить, какой вклад в науку сделали формулы теории относительности Эйнштейна, благодаря которой мы начинаем познавать нашу Вселенную, и законы которой экспериментально подтверждают космические исследования.

Математические законы позволяют нам смоделировать любые действия, спрогнозировать и рассчитать по формулам результаты любого процесса.

Без математики не обходится даже медицина: кроме проектирования медицинских приборов, с помощью математических законов анализируется эффективность любого лечения.

Благодаря математике, мы строим здания и сложные сооружения, осваиваем космическое пространство, разрабатываем различные технологии, пользуемся компьютерами и мобильными телефонами и даже развиваем свою культуру.

Что дает математика человеку?

Зачем нужна математика ? Что она дает человеку, какие способности и умения развивает?

Прежде всего, эта фундаментальная наука развивает наши умственные способности – анализ, дедукцию, умение прогнозировать. Математические знания улучшают абстрактное мышление, усиливают его быстроту, учат абстрагироваться, концентрироваться и тренирует память.

Если конкретизировать, что дает нам математика, то результат знакомства с ней можно представить следующим списком навыков:

  • общение;
  • анализ сложных ситуаций, принятие оптимальных решений, независимо от сложности ситуации;
  • поиск и нахождение закономерности;
  • развитие логики, рассуждение, обобщение, грамотная формулировка мысли и логические выводы;
  • быстрота принятия решений;
  • планирование и удерживание в голове сложной пошаговой последовательности;
  • логичное построение сложных операций и хранение их в памяти.

Перечисленные навыки приобретаются не только в результате решения задач различных разделов математики (алгебры, геометрии, тригонометрии, теории вероятности, статистки и т.п.), но и в процессе использования таких математических и логических методов, как головоломки, точные науки или интеллектуальные игры, которые нагружают ваши мозги и «заставляют» искать нестандартные решения и анализировать.

Зачем нужна математика ребенку?

Математика необходима для развития детей. Кроме того, что она развивает ум ребенка, она закладывает основу рационального мышления и интеллектуального развития еще на этапе школьного обучения.

Математика, формируя логику, тренирует наш ум, что позволяет сопоставлять различные понятия, здраво анализировать их и осмысливать. Человек с «кашей в голове» более подвержен заблуждениям, как в мыслях, так и в рассуждениях. Другими словами, знание математики не позволит обмануть вас, как обманулись миллионы людей, доверивших свои вклады финансовым пирамидам.

Математика – это не просто формулы и расчеты, это логика и порядок, которые вытекают их правил и функций! Математические знания позволяют человеку правильно рассуждать, формировать свои мысли, удерживать в голове сложные последовательности и выстраивать между ними взаимосвязи.

Зачем нужна математика гуманитариям?

Многие гуманитарии считают, что им математика не нужна, забывая о том, что математическое мышление поможет в любой профессии, не связанной с точными науками. Далеко ходить не нужно, вспомните адвокатов: свою защиту в суде они выстраивают, словно шахматисты, придумывая хитрые и неординарные решения, используя законодательную базу и логический порядок действий.

Специально изучать углубленный курс математики - смысла нет. Для получения необходимых базовых знаний достаточно школьного и начального вузовского образования, на котором общеобразовательные предметы являются обязательными для всех, как для технарей, так и для гуманитариев. Изучение разнонаправленных предметов гармонично дополняет знания человека, которые пригодятся не только в будущей профессии, но и в повседневной жизни.

Зачем нужна математика в повседневной жизни и в работе?

Как бы ни была ненавистна математика в школе, без нее не обойтись в повседневной жизни. Без элементарных математических знаний и расчетов невозможно рассчитать бюджет, заплатить налоги, заполнить квитанцию об оплате, определить проценты по депозиту или кредиту. Без математики невозможно выбрать мобильного оператора или провайдера, ведь, чтобы определить наиболее выгодные условия, нужно проанализировать данные и установить выгоду. Подобные примеры можно приводить бесконечно. Другими словами, математические знания используются во всех сферах повседневной жизни.

Несмотря на то, что ваша будущая профессия не предполагает связь с математическими формулами и расчетами, никто не знает, чем вы будете заниматься в будущем. Например, заходите стать предпринимателем и открыть свое собственное дело. Такая смена работы потребует от вас овладение новыми навыками по организации и ведению бизнеса, включая бухгалтерию, а без математических методов прогнозирования, моделирования, анализа и расчетов никак не достичь успеха.

Зачем нужна математика ? Математика, как и другие точные науки, важны не только для развития человека, но и для его интеллектуального совершенствования. При этом не стоит забывать, что «царица наук» тесно связана и с гуманитарными науками, например, литературой. Читая книги, мы рассуждаем, выстраиваем логические цепочки, находим взаимосвязи и анализируем прочитанное. Взаимосвязь точных и гуманитарных наук гармонично развивает наш ум, придавая человеку универсальности, делает нас интересными для окружающих и облегчает нашу жизнь разнообразными знаниями и умениями. Не зря все великие ученые признавали, что без математики никуда – без нее не работает ни одно открытие, ни одно изобретение, ни одно предприятие, ни одно государство. Математика – это основа всего!

Загрузка...
Top