Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста. учебно-методический материал по логопедии на тему. Мониторинг по речевому развитию. Средняя группа Мониторинг по развитию речи в доу

Татьяна Красовских
Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения

Аналитическая справка

по результатам мониторинга динамики речевого развития

воспитанников за 3 года обучения

(2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год)

сентябрь 2013 г.

Мониторинг был проведен в ГБОУ СОШ № 572 структурного подразделения : Дошкольное (№8) ЮВОУО г. Москвы. Главной целью мониторинга являлось определение динамики речевого развития воспитанников , выявление проблем и улучшение состояния коррекционной работы. Объектом мониторинга являлись воспитанники группы ЗПР , посещавшие учреждение на протяжении двух лет (старшая и подготовительная к школе группа) и воспитанники группы ОНР , посещавшие учреждение также в течение двух лет. Основным методом мониторинга являлось изучение результатов диагностических обследований по определению уровня речевого развития детей за 2009/10 уч . год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год.

Задачами мониторинга было :

Определение динамики уровня речевого развития воспитанников по основным направлениям коррекционно-логопедической работы;

Корректировка коррекционно-развивающего обучения и его программно-методического обеспечения;

Определения качества логопедического воздействия и организации коррекционного обучения .

За основу диагностики (стартовой, промежуточной и итоговой) воспитанников с ОНР была принята методика Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., предложенная авторами для исследования состояния устной речи детей дошкольного возраста. Обследование проводилось по шести основным параметрам речевого развития :

Фонематические процессы;

Звукопроизношение;

Словарь;

Грамматический строй речи;

Связная речь;

- обучение грамоте .

За основу диагностики (начало и конец учебного года ) в группе с ЗПР была принята методика О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей для определения уровня сформированности речеязыковой компетенции . Обследование проводилось по следующим параметрам :

Фонематический слух;

Фонематическое восприятие ;

Звукопроизношение;

Грамматический строй речи;

Слоговая структура слова;

- обучение грамоте .

При проведении были изучены результаты диагностики за три года . Составлена «Сводная таблица динамики уровня речевого развития за 3 года обучения » (Приложение 3) и диаграмм динамики речевого развития (Приложение 4, 5,6) .

В Приложении 3 представлена динамика речевого развития воспитанников за 3 года . При анализе учитывались показатели по низкому, среднему и высокому уровням речевого развития на начало и конец учебного года . В результате в подготовительной группе воспитанников с ОНР были получены следующие данные :

представлений :

- в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень – 27% детей, конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 64% , в конце года – 9% ;высокий уровень в начале года – 9% , в конце года – 91% .

Вывод динамика в формировании фонематических представлений в 2009/2010 уч. году у 100% детей положительная динамика

В формировании навыков звукопроизношения :

- в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень – 9% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале уч. года- 55% , в конце – 9%; высокий уровень в начале года – 36% , в конце года – 100% ;

Вывод : прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения в 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей положительная динамика

-в формировании словаря :

- в 2009/2010 уч. году : на начало года низкого уровня у воспитанников не отмечался ; средний уровень в начале года – 72% , средний уровень в конце года – 19% ; высокий уровень в начале года – 28% , в конце года –81% .

Вывод : по результатам обучения динамика в формировании словаря воспитанников .

речи :

- в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень – 27% детей, в конце года – 0% ; средний уровень на начало года- 64% ,конец года – 19% ; высокий уровень в начале года – 9% , в конце года – 81% .

Вывод : по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика воспитанников .

В формировании навыков связной речи :

- в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень – 45% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года- 55% , в конце года-19% ; высокий уровень в начале года – 9% , в конце года – 81% .

Вывод : у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков связной речи.

В обучении грамоте :

- в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень –28% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 72% , в конце года – 28% ; высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 72% ;

Вывод : по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в обучении грамоте у 100% детей.

В результате мониторинга в группе воспитанников с ЗПР были получены следующие данные :

В формировании фонематических слуха :

- в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень 50 % детей, в конце года – 7% ; средний уровень в начале года – 50% , в конце года – 86% ;высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 7% ;

- в 2012/2013 уч. году : начало года года – 0% ; средний уровень в начале года – 79% , в конце года – 14% ;высокий уровень в начале года – 7% , в конце года – 86% .

Вывод : прослеживается положительная динамика динамики на конец 2011/2012 г. остались – 7% – это случаи сложных речевых динамика в формировании фонематических представлений.

В формировании фонематического восприятия :

- в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень 76 % детей, в конце года – 7% ; средний уровень в начале года – 14% , в конце года – 86% ;высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 7% ;

- в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 72% , в конце года – 14% ;высокий уровень в начале года – 7% , в конце года – 79% .

Вывод : прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2010/2011г . остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.

В формировании навыков звукопроизношения :

- в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень – 71% детей в конце года – 21% ; средний уровень в начале года – 29% , в конце года – 65% ;высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 14 % ;

- в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 65% , в конце года – 21% ;высокий уровень в начале года – 14% , в конце года – 79% ;

Вывод : прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения, без положительной динамики 2011/ 2012 остались – 21% детей, дети продолжили обучение в подготовительной группе. В 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.

В формировании грамматического строя речи :

- в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень – 42% детей в конце года – 15% ; высокий уровень в начале года – 15% , в конце года – 50 % ;

- в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года - 79% , в конце - 21%; высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 79% .

Вывод : по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников .

В формировании слоговой структуры слова :

- в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень – 65% детей в конце года – 21% ; средний уровень в начале года – 35% , в конце года – 65% ;высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 14 % ;

- в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 65% , в конце года – 14% ;высокий уровень в начале года – 14% , в конце года – 86% ;

Вывод : в 2012/2013 уч. году отмечается 100 % положительная динамика в формировании слоговой структуры слова.

В обучении грамоте :

- в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 72% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 28% , в конце года – 14% ;высокий уровень в начале года –0% , в конце года – 86% ;

Таким образом, мониторинг за 3 года обучения показывает положительную динамику по всем направлениям коррекционно-логопедической работы.

Анализ результатов коррекционной работы в выпускной группе 2012/13уч. год показал, что 100% детей усвоили программу подготовительной группы : у 85 % детей (высокий уровень) проведена полная коррекция речевых нарушений – речь норма, у 15 % детей (средний уровень) – речь в пределах возрастной нормы. Все выпускники подготовительной группы продолжили обучение в 1 классе общеобразовательной школы.

Такие показатели коррекционно-логопедической работы подтверждают эффективность использования педагогом методических приемов и технологий по преодолению системного недоразвития речи у детей с задержкой психического развития .

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. При переходе детей из детского сада в школу речевая патология значительно затрудняет и без того сложный социально-биологический процесс адаптации к новым условиям воспитания и обучения. Это обстоятельство и определяет актуальность коррекционно-развивающей работы в дошкольном периоде.

Речевые проблемы у детей старшего дошкольного возраста, как правило, осложнены клиническими показаниями, и дефект имеет сложную структуру. Решение данной проблемы возможно:

Через выполнение федеральных государственных требований (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Через интеграцию содержания Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина) и локальной Образовательной программы ДОУ.

Обусловленность данной проблемы заключается в необходимости построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. А именно:

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

Унификация достижений ребенка к 7-ми годам;

Обеспечение интегративных качеств воспитанников, независимо от содержания программы;

Взаимосвязь диагностического обследования с образовательными программами обучения и воспитания, с помощью которых выявляются качественные параметры достижений ребенка;

Обеспечение системы мониторинга качества освоения Программы и достижения детьми планируемых результатов Программы.

Поэтому решение этой проблемы требует комплексного медико-психолого-педагогического подхода. В нашем ДОУ разработана система диагностического и коррекционно-развивающего процесса, а также система возрастной преемственности и взаимодействия служб детского сада и семьи в комплексном сопровождении ребёнка от момента его поступления в ДОУ до выпуска в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструментарий обследования речевого развития детей старшей группы 5 лет

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

3б – ;

2б – ;

1б – самостоятельной речи звук не автоматизирован.

танкист, космонавт, милиционер, сковорода, аквариум, баскетбол, аквалангист, термометр.

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Сапожник чистит сапоги.

Экскурсовод проводит экскурсию.

3б – ;

2б – ;

1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Повторение слогового ряда.

га - ка - га ка - га - ка ба - бя - ба бя - ба - бя

3б – ;

2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому ;

1б – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками или не воспроизводит.

2. Состояние фонематического анализа и синтеза .

Назвать первый звук в словах: аист, Аня, Ира, окна, ухо.

Назови последний звук пух, луна,кот, шар,сок,мука, мак, руки,нос

3б – правильно отвечает с первой попытки ;

2б – правильно отвечает со второй попытки ;

1б – отвечает неправильно.

6. Различение слов-паронимов.

2б – допускает ошибки;

1б – не справился с заданием.

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование понимания лексики

1.1 . Исследование понимания обобщающих слов по темам.

Покажи, где:

Птицы - транспорт

Дикие животные - обувь и т.п.

3б – правильно выполняет задания ;

2б – ;

1б –

1.2. Исследование дифференциации пред ложно-падежных конструкций

Покажи, где:

Мальчик входит в дом, выходит из дома;

Девочка ставит чайник на стол, берет чайник со стола;
- заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста.

2. Исследование дифференциации форм словообразования

2.1. Исследование понимания существительных с суффиксом -инк-.

Покажи:

Бусы - бусинку

Машину – машинку

Виноград - виноградинку

2.2. Исследование понимания глаголов с различными приставками.

Покажи, где:

Выходит, заходит, подходит- заезжает, выезжает, подъезжает

3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений

3.1. Исследование понимания словосочетаний.

Покажи:

Ключом карандаш

Ключ карандашом

Положи карандаш на платок

Накрой платком карандаш

3.2. Исследование понимания простых распространенных предложений.

Покажи картинку, где:

Девочка рвет цветы

Девочка играет в мяч

3.3. Исследование понимания вопросительных предложений.

Покажи:

Кого ловит девочка?

Чем девочка ловит бабочку?

Кто ловит бабочку?

3.4. Исследование понимания слов с противоположным значением.

Покажи, где:

Узкая - широкая (лента)

Что кислое - что сладкое

Толстая - тонкая (книга)

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование активного словаря

1.1. Исследование предметного словаря.

Я покажу, а ты назови части тела; пальцы, живот, спина, брови, грудь, ноги.

3б - дает правильный ответ ;

2б – дает правильный ответ после небольшой помощи ;

1б – форму образует неверно;

1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов.

Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы?

одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс);

детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор). Аналогично-стул, чайник

1.3. Исследование глагольного словаря.

Ответь на вопросы:

Что делают люди этих профессий? (врач, повар, учитель, почтальон - подобрать по два-три слова-действия по предъявляемым картинкам)

Что делают девочки? (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит)

1.4. Исследование словаря прилагательных (определений).

Назови слова-признаки:

Цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой)

Качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый, веселый, грустный, здоровый, больной)

Форму (овальный, четырехугольный)

2. Исследование словообразования

2.1. Употребление сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Я скажу про большой предмет, а ты - про маленький, ласково: шкаф, ваза, береза, миска, ухо

2.2. Образование названий детенышей

Скажи, как называют детенышей: зайца, волка, белки, собаки, медведя

3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

3.1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе

Я назову один предмет, а ты назови много:

Ухо - уши - мост – мосты

Воробей-воробьи

Пчела-пчелы

Стул-стулья

Утенок-утята

3б - образует правильно практически все слова;

2б - образует правильно половину слов;

1б - не образует слов, словосочетаний.

3.2. Исследование употребления

предложно-падежных конструкций.

Где стоит машина (около дома)

Где летает бабочка (над цветком)

От кого убегает мышка (от кошки)

3.3. Исследование употребления прилагательных и существительных в ед. и множ. числе женского, мужского и среднего рода.

Посмотри на картинки. Скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы:

Красные ягоды - синее одеяло

- желтые листья - голубые глаза

3.4. Исследование употребления сущ. с числительными.

Посчитай предметы: один карандаш, два карандаша,…, пять карандашей (кукла, помидор, стул)

3.5 .Исследование употребления относительных прилагательных

«Скажи, какой?»: сумка из кожи -…кожаная сумка, матрешка из дерева -…деревянная, шуба из меха -…, стакан из стекла -…, кубик из пластмассы -…,

сок из клюквы-…

3.6. Исследование употребления притяжательных прилагательных

«Скажи чей? (чья, чье, чьи)»: зубы волка -…, платок тети -…, будка собаки -…, уши зайца -…, дупло белки -…

4. Исследование связной речи .

3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; оформлен грамматически правильно; ребенок самостоятельно подбирает и располагает картинки.

2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи; рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов; ребенок раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам.

1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения или отсутствие рассказа; наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов или рассказ не оформлен; задание недоступно даже при наличии помощи.

Пересказ сказки, рассказа.

3б - воспроизводит все смысловые звенья; рассказ составлен без нарушений лексических и

грамматических норм;

2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями; пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания

1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения или не выполняет задания; отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены или пересказ недоступен.

Инструментарий обследования речевого развития детей подготовтельной к школе группы 6 лет

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование звукопроизношения

Ребёнку предлагается назвать картинку с исследуемым звуком, затем повторить слово за логопедом.

3б – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях ;

2б – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению ;

1б – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован или в любой позиции звук искажается или заменяется

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова и предложения.

Повторить за логопедом слова: танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Саше понравился пластмассовый кораблик.

У девочки Дины котенок Тима.

3б – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления ;

2б – замедленное послоговое воспроизведение ;

1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) или не воспроизводит.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Опознание фонем.

а) поднять руку, если услышит звук А среди других гласных: А, У, Ы, О, А, У, Э, Ы, И;

б) хлопни в ладоши, если услышишь звук К среди других согласных: П, Н, М, К, Т, Р.

3б – опознаёт фонему;

1б - допускает ошибки исправляет с помощью или не опознаёт.

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

а) звонких и глухих (п-б, т-д, к-г, ж-ш, с-з, в-ф);

б) шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ч);

в) соноров (р, л, м, н).

3б – различает фонемы;

2б – допускает ошибки;

1б – не различает фонемы одной из групп.

3. Повторение слогового ряда.

ба - ба - па па - ба - па та - да - та да - та - да га - ка - га ка - га - ка

Са - ша - са ша - са - ша

Жа - за - жа за - жа - за

Ча - ша - ча ша - ча - ша

Ла - ра – ла ра - ла - ра

3б – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления ;

2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому или неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

1б - не воспроизводит.

4. Выделение исследуемого звука среди слогов.

Подними руку, если услышишь слог со звуком «С» (ла, ка, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си).

3б – выделяет звук;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б - допускает ошибки исправляет с помощью или не выделяет.

5. Выделение исследуемого звука среди слов.

а) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Ж» (лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы);

б) придумай слова со звуком «З»;

в) определить наличие звука «Ш» в названии картинок (колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда).

6. Различение слов-паронимов.

Назвать картинки и определить отличия в названиях.

3б – называет и объясняет чем отличаются;

2б – называет, но не объясняет;

1б - допускает ошибки или не справился с заданием.

7. Определение места звука в слове.

Определить место звука «Ч» в словах (начало, середина, конец).

3б – определяет в любом месте;

2б – выделяет в начале, середине или конце слова;

1б - не выделяет.

8. Раскладывание картинок.

Разложить картинки в 2 ряда: в первый со звуком «С», во второй со звуком «Ш».

3б – раскладывает верно;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б - допускает ошибки, исправляет с помощью или с заданием не справляется.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование понимания номинативной стороны речи.

а) показать называемые логопедом предметы;

б) узнавание предметов по описанию: «Покажи чем чистят зубы» по картинкам;

в) предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребёнка просят показать картинку с изображением вороны среди 2 картинок (ворона и ворота );

г) понимание действий, изображённых на картинках. Ребёнок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед;

д) понимание слов, обозначающих признаки: покажи, где круглый стол, а где прямоугольный, треугольный и прямоугольный флажок;

е) понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т. д.; повернись вправо, влево и т. д.

3б – правильно выполняет задания ;

2б – выполняет после нескольких повторений ;

1б – с трудом понимает обращенную к нему речь;

2. Обследование понимания предложений.

а) выполнение действий: «Закрой, пожалуйста, дверь садись за стол», «Возьми из стаканчика карандаш, положи его на стол и садись»;

б) ответить на вопрос: «кто приехал?» - «Петю встретил Митя»;

в) подобрать наиболее подходящее слово: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо ) воробьёв»;

г) исправить предложение: «Коза принесла корм девочке»;

д) какое из двух предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона»;

3. Обследование понимания грамматических форм.

а) понимание логико-грамматических отношений. Показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла;

б) понимание отношений, выраженных предлогами: В ящике бочонок. Ящик за бочонком. На бочонке ящик. Бочонок перед ящиком.

в) понимание падежных конструкций: показать линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой;

г) понимание форм единственного и множественного числа: показать, где шар (шары);

4. Исследование понимания связной речи.

Послушай рассказ Л.Н. Толстого «Катя и Маша». Ответь на вопросы.

Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.

Вопросы к тексту:

Скажи, кто пошел в лес?

Кого Катя взяла с собой?

Что повстречали дети на своем пути? - Кого Катя посадила себе на спину?

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование словарного запаса.

а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках;

б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: стол, стул, шкаф…;

в) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка – (что?), сапоги – обувь, а шуба – (что?);

г)называние детёнышей домашних и диких животных;

д) называние обобщённых слов по группе однородных предметов;

е) называние предмета по его описанию: как называется предмет в который наливают суп? Кто косой, слабый, трусливый? Что свети, сияет, греет?

ё) называние признаков предмета: слова-антонимы (высокий-низкий..);

ж) подбор признаков к предметам;

з) называние действий: что делает? Как передвигается? Как кричит? Обиходные действия (шел – за-,вы-, у-)

и) название времён года, их последовательность, признаки;

й) подбор синонимов.

3б - правильно называет слова;

1б – затрудняется выполнить задание.

2. Исследование словообразовательных процессов.

а) преобразование единственного числа в множественное;

б) образование уменьшительно-ласкательных форм существительного;

в) образование относительных прилагательных: варенье из клюквы - …;

г) образование качественных прилагательных: если днём мороз, то день (какой?) - …;

д) образование притяжательных прилагательных: у волка лапа (чья?) - …;

е) согласование существительных с числительными;

ё)употребление предлогов.

3б – правильная форма;

2б – допускает ошибки, сам исправляется или после стимулирующей помощи;

1б – неправильная форма или отказ.

3. Исследование сформированности грамматического строя речи .

А) составление предложений по картинкам;

3б – правильное выполнение;

2б – неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения;

Составление предложений из слов в начальной форме:

Доктор, лечить, дети.

Сидеть, синичка, на, ветке.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Миша, собака, бросить, косточка.

3б – правильное выполнение;

2б - неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения;

1б – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок или не составляет.

Верификация предложений:

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

3б – правильное выполнение;

2б – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;

1б – ошибка не выявлена.

Дополнение предложений предлогами:

Лена наливает чай…чашки.

Птенец выпал…гнезда.

Щенок спрятался…крыльцом.

Деревья шумят…ветра.

3б – правильное выполнение;

2б – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1б – неправильное выполнение или отказ.

4. Исследование связной речи

а) составление рассказа по картинке;

б) составление рассказа по серии картин.

Оценка смысловой целостности

3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, не-

правильно воспроизводит причинно-следственные связи;

1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения;

3б - рассказ оформлен грамматически правильно;

2б – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов;

1б - наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов

3б - самостоятельно подбирает и располагает картинки;

2б - раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам;

1б - задание недоступно даже при наличии помощи.

Пересказ сказки, рассказа.

Оценка смысловой целостности

3б - воспроизводит все смысловые звенья;

2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями;

1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения или не выполняет задания.

Оценка лексико-грамматического оформления

3б - рассказ составлен без нарушений лексических и

грамматических норм;

2б - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания

1б - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены или пересказ недоступен

Оценка самостоятельности выполнения задания

3б - самостоятельный пересказ

2б - пересказ по вопросам

1б - пересказ недоступен

Инструментарий обследования ЗУН по обучению грамоте

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование анализа предложения.

а) определить количество слов в предложении;

б) назвать второе (третье…) слово в предложении;

в) составить графическую схему предложения;

г) придумать предложение к заданной схеме.

3б – выполняет все задания верно;

2б - допускает ошибки, сам исправляется или после незначительной помощи;

1б – затрудняется выполнить задание даже после стимулирующей помощи или отказ.

2. Обследование звукового анализа слов.

1. Назвать первый ударный гласный звук: Оля, Аня, уши, осы.

2. Назвать ударный гласный звук в конце слова: ведро, грибы, чулки.

3. Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.

4. Определить последний согласный звук в словах: кот, сыр, стакан, щенок, стол.

5. Определить количество звуков в словах: ус, дом, коса.

Романюк Вера
Мониторинг речевого развития

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко»

муниципального образования

города Братска

Мониторинг

речевого развития детей

(5-6; 6-7 лет)

Подготовила : Романюк В. И.,

педагог дополнительного образования,

ШРР «Росинка»

г. Братск

Режим организации системы мониторинга включает : первичную диагностику - в начале учебного года, промежуточную – в середине учебного года и итоговую – в конце учебного года. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная первичная диагностика : выявляются стартовые условия (исходный уровень развития , определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития , для решения которых требуется помощь педагога. На основе этой диагностики формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка , а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательная деятельность на год.

В коне учебного года (обычно апрель) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса.

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития . Задача промежуточной диагностики – оценить правильность выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития и по результату внести коррекцию в педагогический процесс.

Принципы диагностического обследования (слайд №2)

Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития , обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

Принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития » дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития » введено Л. С. Выготским : Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет , каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

Формы проведения диагностики : (слайд №3)

Индивидуальная;

Групповая.

Основные диагностические методы : (слайд №4)

Не экспериментальные методы :

Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов, незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования (создание проблемно-диагностических ситуаций) .

Дид. игра «Звуковая дорожка»

Цель : диагностика умения автоматизировать изолированный звук, соотносить звук с буквой, подбирать слова на заданный звук : формировать звуковую культуру речи. Описание куба : На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход : Дети передают кубик, произнося считалку. «Раз, два, три, четыре, пять Будешь ты вращать» . Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, называет слово на заданный звук и передает куб дальше.

П. Игра «Живые буквы»

Ход : Детям раздаются согласные звуки и они, двигаясь по комнате подходят к расставленным заранее гласным звукам, составляя слоги и слова.

Результаты наблюдений, в отличие от других методов диагностики не фиксируются в официальных документах, но учитываются в общей итоговой оценке.

Однако результативность и точность выводов, сделанных на основе наблюдения, зависит от личностных качеств педагога и других факторов.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии.

Это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен выбрать наиболее правильный из готовых ответов, и проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Цель : диагностировать знание алфавита. (слайд № 5)

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных звуков?

Какая буква в алфавите первая?

Какая буква последняя?

Какие из этих букв парные согласные?

Какие буквы не имеют звука?

Беседа – Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет особенности другого. Беседу также можно проводить с группой, когда педагог задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

Преимущества :

На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами) .

Дети более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Диагностические методы.

Отличие диагностических методов от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Тест – Игровые тестовые задания - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных показателей, а его результат – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

(слайд № 6, 7, 8, 9, 10)

Положительные черты метода тестовой диагностики :

Высокая объективность процесса измерений и интерпретации результатов;

Достаточно высокий уровень надежности;

Экономичность проверки (незначительные затраты времени при проверке усвоения большого по объему материала в больших группах учащихся).

Легкость обеспечения продолжительности сохранения результатов и автоматизация их обработки.

Отрицательные черты метода тестовой диагностики :

Отражение в ответах субъективных представлений авторов тестов;

Ограничивают ответы детей, не учитывают их индивидуальности;

Недостаточная точность (не всегда можно выяснить, как найден ответ : случайно или путем логических рассуждений).

Не дает информации о взглядах, убеждениях.

Диагностическая работа. Проведение контрольно-оценочных занятий.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Пример : (слайд № 11)

Контрольно-оценочное занятий.

1. Пишем буквы под диктовку :

2. Придумай слово на заданную букву, выдели звуки :

3. Составь схему предложения :

Маша гуляет в лесу.

4. Вставь Ь или ъ знак, выдели мягкий и твердый звук :

5. Вставь пропущенную букву :

М. Р; М. Й; С. Р; МАЛ. НА.

Инструментарий : (слайд № 12) Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

Инструментарий диагностики представляет собой описание проблемных диагностических ситуаций (Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные слова. Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое слово, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, тестовых заданий, разработанные контрольно-оценочные карты, картинки, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра.

Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров.

Для детей старшего дошкольного возраста могут предлагаться задания без использования наглядных средств, но со знакомыми словами и точной формулировкой вопросов. Временной отрезок опроса не должен превышать 30 минут

Методики (слайд № 13)

«Диагностика к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой Красноярск 2009 год;

Умеет драматизировать небольшие произведения. (слайд№ 14)

По наблюдению.

Оценка :

3 - ребенок умеет драматизировать небольшие произведения, используя различные средства вы-разительности : мимику, жесты, интонацию, проявляет творчество в их использовании.

2 - при драматизации не всегда использует средства выразительности, требуется небольшая помощь взрослого.

1 - играет свою роль без эмоций, или они проявляются только при напоминании взрослого.

Употребляет в речи синонимы. (слайд№ 15)

Д/и «Скажи по-другому» .

Инструкция к проведению : воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Образец : «Большой» , - предлагает воспитатель. Дети называют слова : «Огромный, крупный, громадный, гигантский» .

Красивый - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный. Мокрый - сырой, влажный. Веселый - задорный, озорной, радостный. Большой - огромный, громадный. Бежит - мчится, несется, торопится. Скачет - прыгает. Горюет - печалится, грустит. Кричит - орет. Мерзнет - зябнет.

Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Оценка :

3 - ребенок может подобрать синоним ко всем словам. 2 - подбирает синонимы к 5-6 словам. 1 - подбирает синонимы к 2-3 словам.

«Тесты оценки моторики» Н. Озерецкий;

«Методика исследования чтения» Баль Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук

Исследование чтения букв (слайд№ 16)

Цель : выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.

Материал : Буквы разрезной азбуки, задания 1-15 с изображением набора букв : выполненных разным шрифтом; наложенных друг на друга и зашумленных; нестандартно расположенных в пространстве; изображенных зеркально.

Техника :

1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция : «Назови эти буквы» или «Назови букву, которую я покажу» . (Рис. 1,2)

2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция : «Покажи букву, которую я назову» . (Рис. 1.2)

3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции : «Найди такую же букву, как я покажу» .

Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П) . Ребенок должен правильно их назвать.

Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы : «Правильно ли написана эта буква? «, «Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?» , «Покажи и скажи, что в них неправильно» . (рис. 3)

Цель ОО программы по развитию речи и обучению детей чтению :

Цель : развитие речи и обучение навыкам осознанного чтения, не вступая в противоречие с методами школьного обучения, создание предпосылок для успешного перехода к обучению в начальной школе.

Система мониторинга предполагает диагностику задач предполагаемого результата обучения.

Предполагаемые результаты первого года обучения : (слайд№ 18)

(развитие лог мышления ) ;

умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;

находят слова с определенным звуком, определяют место звука в слове;

членят предложения на слова,

делят слова на слоги,

читают слоги и трёхбуквенные слова,

ориентировка в тетради.

Предполагаемые результаты второго этапа обучения : (слайд№ 17)

Умеет отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли;

умеют отгадывать загадки, шарады, кроссворды (развитие лог . мышления) ;

владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости) ;

определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец) ; (малина, помидор, сом)

умеют придумывать слова на заданный звук, выделять в словах определенный звук, соотносить звук с буквой; (к-д)

владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв, гласные). (к-д)

знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости

мягкости; (анкета)

знает значение Ъ и Ь знаков в словах; (к-д

знает алфавит (полное название букв) ; (анкет)

умеет составлять пересказ (общий, выборочный) ;

правильное произношение звуков,

усвоение детьми графического образа букв; (тетрадь – набл)

членят предложения на слова, составляя схему предложения,

делят слова на слоги, (тест)

умеет составлять слова из букв разрезной азбуки; (наблюд. Эксперимент)

читает предложения, короткие тексты; (индивид)

ориентировка на листе. (граф. Дикт.)

Технология работы с таблицами следующая : (слайд№ 19)

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню. Этот показатель необходим для проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.

Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей .

6-7 лет : (слайд№ 20)

Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития ) .

Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка , а также незначительные трудности организации педагогического процесса).

Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту

5-6 лет : (слайд№ 21) 19

Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с незначительной поддержкой педагога (наводящие вопросы, замена похожим заданием дублерами) .

Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка , а также незначительные проблемы организации педагогического процесса).

Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает (несоответствие развития ребёнка возрасту , а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру).

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка , нужно оценивать его динамику, т. е верным будет скорее оценка того вектора развития , которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка , однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться , открыть какие-то способности, преодолеть проблемы

Педагогический мониторинг в ДОУ помогает достичь таких целей, как : выявление у детей особенностей их развития для дальнейшего учета при организации образовательного процесса; выявление отрицательных тенденций в развитии детей для определения необходимости их дальнейшего углубленного изучения; диагностирование изменений в развитии дошкольников для определения результативности педагогической деятельности.

Литература :

1. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет », О. А. Романович, Е. Л. Кольцова;

2. «Диагностика развития речи дошкольников » , Е. М. Макарова, Е. А. Ставцева, Е. М. Едакова.

3. «Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов.» , Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Справка

по итогам тематического контроля

в МКДОУ детский сад «Березка»

Тема: «Развитие связной речи детей в различных видах деятельности»

На основании плана методической работы МКДОУ детский сад «Березка» и приказа № от 10.01.2017 г. с 10.01 по 16.02.2017г. была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи.

В тематической проверке приняло участие 7 групп, 7 педагогов.

Основные формы и методы контроля:

Анализ календарного планирования воспитателей.

Наблюдение и анализ совместной деятельности воспитателя и детей.

Анализ условий, созданных в группах для развития речи детей.

Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей.

Рабочий материал для осуществления тематического контроля:

График проведения контроля;

Карта анализа планирования работы с детьми;

Протокол обследования РППС для речевого развития дошкольников;

Карта анализа НОД.

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют Основную образовательную программу МКДОУ д/с «Березка» и учебно-методическое пособие В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду».

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Воспитателями возрастных групп созданы картотеки прогулок, где подробно расписаны наблюдения в утренний и вечерний отрезки времени, труд, подвижные и дидактические игры.

В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок, создан кукольный театр. В группах имеются ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.

Оценка эффективности занятий по развитию речи :

В ходе контроля было организовано посещение НОД во всех возрастных группах. Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В 1 младшей группе дети 2-го и 3-го года жизни проявляли интерес к стихотворному тексту, повторяли за воспитателем разговор животных. Во 2 младшей группе дети 4-го года жизни уверенно отвечали на вопросы воспитателя, последовательно описывали игрушку, опираясь на наглядность. В средней группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по серии картин. Дети старшей группы продемонстрировали умения пересказывать рассказ по схеме, умения отвечать на вопросы по содержанию картин, придумывать название картины. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

Развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы и ФГОС ДО. Уровень развития связной речи детей удовлетворительный.

Однако речевая плотность ННОД в средней группе не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагог побуждают детей к ответам словосочетаниями.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В НОД и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Используют средства ИКТ.

Работа с родителями. Педагоги планируют индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.

Вывод : Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии), стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.

Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с развитием связной речи. Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей не носит целенаправленного характера.

1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.

Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

2. Продумывать планирование игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие), связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

3.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).

Ответственные: воспитатели старших, подготовительной групп.

Срок: март- май 2017г

4. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом.

Ответственные : воспитатели групп

Срок: февраль2017г

5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Ответственные : воспитатели групп

Срок: март 2017г

Составил: _________________ старший воспитатель Фуринова Т.В.

Настоящее электронное пособие "Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет" серии "Программно-диагностический комплекс " представляет собой программно-диагностический комплекс, разработанный для учителей-логопедов как современный эффективный инструмент для мониторинга, экспресс-диагностики речевого развития детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Комплекс представлен следующими взаимосвязанными блоками:
- "Профили" - позволяет вносить общие сведения о воспитанниках и формировать групповые списки.
- "Показатели" - содержит структурированный по возрастным периодам развития детей диагностический инструментарий, разработанный на основе нейропсихологических методик.
- "Результаты" - позволяет автоматически формировать речевые карты , групповые и сводные отчеты, выполнять количественный и качественный анализ результатов, обосновывать целесообразность использования те или иных приемов и средств педагогического воздействия.

Смотреть видеозаписи вебинаров:

  • Мониторинг речевого развития дошкольников 2–7 лет с помощью программно-диагностического комплекса «СОНАТА-ДО» ;
  • Мониторинг личностных достижений дошкольников 3–7 лет с помощью программно-диагностического комплекса «СОНАТА-ДО» .

Подробное описание

Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи , речевого общения.

Эффективное решение образовательных задач невозможно без мониторинга, который обеспечивает своевременное выявление проблем в детском развитии, оценку эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование.

Настоящее электронное пособие «Мониторинг речевого развития детей 2–7 лет» серии «Программно-диагностический комплекс» представляет собой программно-диагностический комплекс, разработанный для учителей-логопедов. Компакт-диск предназначен для экспресс-диагностики речевого развития детей в дошкольных образовательных организациях .

Программа представляет собой простой и удобный в использовании диагностический инструмент, позволяющий формировать речевую карту ребенка, определять степень нарушения разных сторон речи ребенка, а также, отслеживать динамику его речевого развития и эффективность педагогического воздействия.

Мониторинг осуществляется с помощью экспресс-диагностики на основе нейропсихологических методов (методика Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В.).

Возможности программы позволяют использовать предложенные методики, при необходимости адаптируя их к особенностям своей работы или добавляя собственные методики и методики других авторов.

Комплекс состоит из взаимосвязанных блоков.

Блок «Профили» предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.

Блок «Показатели» по возрастным периодам развития детей диагностический инструментарий, разработанный на основе нейропсихологических методик.

Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать речевые карты, групповые и сводные отчеты, выполнять количественный и качественный анализ результатов, обосновывать целесообразность использования те или иных приемов и средств педагогического воздействия.

фонетико-фонематическая сторона речи;

словарный запас;

грамматический строй речи;

– связная речь;

– понимание речи.

Работа с материалами, содержащимися на диске, позволяет пользователю:

вносить данные о воспитанниках;

создавать, удалять и редактировать параметры оценки уровня речевого развития детей;

вносить результаты наблюдений и анализа;

генерировать, распечатывать, экспортировать в офисные приложения речевые карты.

Также для удобства пользования материалом представлена подробная справка, в которой описан каждый аспект работы с программным продуктом. Справка составлена для каждого рабочего окна.

Издательство «Учитель» выражает благодарность за предоставленные материалы из опыта работы Л. В. Кашиной.

Загрузка...
Top