Наблюдение за деревьями осенью цель. Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарники. Наблюдение за ветром

Тема: Фенологические наблюдения за деревьями.

Целью наблюдений является ознакомление учащихся с содержанием, методикой и организацией фенологических наблюдений за деревьями и кустарниками. Фенологические наблюдения позволяют познакомиться с сезонными изменениями растений, таким образом углубить свои знания по морфологии растений. Самостоятельная работа учащихся по ведению наблюдений за сезонными изменениями растений позволяет углубить знания, навыки и умения при изучении курса ботаники, а также весьма значительную помощь в написании исследовательских работ.

Изучение динамической по сезонам морфологии развивает навыки эколого-морфологического анализа, что необходимо понимания экологических особенностей видов и их «поведения» в различных условиях.

Сезонные явления у растений.

Одним из свойств географической оболочки Земли являются закономерно чередующиеся ежегодные изменения, воспринимаемые как смена времен года. В умеренном климатическом поясе сезонные изменения принимают форму смены холодной зимы и теплого лета. Наибольшего разнообразия сезонные изменения достигают в биосфере – мире растений и животных, вся жизнедеятельность которых определяется приспособлениями к сезонной ритмике абиотических и биотических компонентов оболочки Земли.

Система знаний о сезонных явлениях природы, о сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, называется фенологией. Этот термин был предложен в 1653 году бельгийским ботаником Ш.Мораном.

Широкое развитие фенологии как отдельной отрасли знаний стало возможным благодаря практике. Фенология приобретает новые функции благодаря созданию экологического мониторинга – комплексного решения проблем охраны и улучшения природной среды обитания человека в конкретном районе.

Всем организмам свойственна периодичность жизненных процессов. Она проявляется в погодичном, сезонном, и суточном ритмах. Периодическая смена времен года в умеренном климате наложила глубокий отпечаток на жизнь растений, которые в неблагоприятное время года резко снижают жизнедеятельность, впадая в относительный покой. Чередование активной жизни и покоя вызывает изменения облика растений по сезонам. Цикл сезонного развития растений состоит из закономерно сменяющихся друг друга морфологически различных этапов. Рост побегов и его прекращение, появление и опадание листьев, цветение, плодоношение, рассеивание плодов – все это хорошо заметные в природе явления обуславливают изменения картины окружающего нас мира. Кроме этих хорошо видимых явлений, происходят трудно уловимые глазом процессы внутрипочечного роста, формообразования, накопления надземной и подземной массы и ее отмирания, которые тоже идут ритмично и составляют собственно жизнь растений и их сообществ.

Количество ритмически меняющихся явлений в жизни растений огромно. Фенология отбирает такие из них, которые можно достаточно регистрировать и использовать в качестве сигналов годичного круга природы. Такие объекты наблюдений называют феноиндикаторами. Целями феноиндикации служит, например, регистрация цветения некоторых растений.

Фенологические сезоны и фенофазы растений

Каждому сезону свойственны свои сезонные явления. Качественно отличные этапы годичного круга природы с взаимосвязями между ее компонентами и со специфическими сезонными явлениями называются фенологическими сезонами.

Для растений характерен период активной жизнедеятельности, который иначе называется вегетационным периодом. Для многолетних растений используют понятие период активной вегетации, так как у них начало и конец вегетационного периода трудно установить. Период активной вегетации определяется началом и концом видимых ростовых процессов, массовым отмиранием зеленых частей и других легко регистрируемых процессов. Сезонные изменения растения на протяжении активной жизнедеятельности рассматривают как смену визуально различимых фенологических фаз.

Задачи и организация фенологических наблюдений и исследований

Принципы организации фенологических наблюдений определяются поставленными задачами. Проведение систематических многолетних фенологических наблюдений выходит за рамки задач организации работы учащихся на уроках биологии и экологии. Основной задачей при проведении фенологических наблюдений за растениями является изучение сезонной динамики растений, детальное ознакомление с ритмом их сезонной вегетации.

Помимо этой основной задачи в ходе проводимых наблюдений учащиеся решают целый ряд дополнительных задач, направленных на приобретение дополнительных знаний, расширение и их детализацию по биоморфологии растения. Так, наблюдения за выбранным растением осенью предполагает полное ознакомление с морфологическими и анатомическими особенностями листа, что позволяет как расширить знания учащихся об этом вегетативном органе растения, так и закрепить полученные знания в курсе ботаники.

Задачи фенологических наблюдений

    Ознакомление с ритмом сезонной вегетации растения.

    Определение и анализ жизненной формы растения.

    Подробное изучение морфологии листа, почки, годичного побега, цветка и соцветия, плода у наблюдаемого объекта.

Список растений для наблюдения

Для наблюдения предлагается список следующих растений.

    Береза повислая, бородавчатая – Betula pendula Roth.

    Клен остролистный или платановидный – Acer platanoides.

    Клен ясенелистный или американский – Acer nequndo L.

    Клен татарский - Acer tataricum L.

    Дуб черешчатый – Quercus robur L.

    Ясень обыкновенный – Fraximus excelsior.

    Вяз шершавый или горный – Ulmus qlarbanus.

    Осина или тополь дрожащий – populus tremolo.

    Липа сердцевидная – Tilia cordata.

    Боярышник кроваво-красный – Crataequs sanquinea pall.

    Яблоня домашняя – malus domestica borkh.

    Рябина обыкновенная – Sorbus aucuparia.

    Груша обыкновенная – Pyrus communis.

    Шиповник или роза – Rosa.

    Вишня обыкновенная или садовая – Cerasus vulqaris.

    Черемуха птичья или обыкновенная- Padus arium Mill.

    Каштан конский – Aesculus hippocasta.

    Орешник или лещина обыкновенная – Corylus avellana.

    Тополь - |Polulus.

    Лиственница сибирская – Larix sibirica ledeb.

    Ель европейская – Picea abies.

    Сосна обыкновенная – Pinus sylvestris.

Кроме предложенного списка можно остановить свой выбор на другом растении.

На мой взгляд, фенологические наблюдения за деревьями и кустарниками проводить для школьника несколько легче, чем за травянистыми растениями.

Рассмотрим признаки осенних фенологических фаз и методы их регистрации у древесных растений.

Листопад как фенологическая фаза регистрируется тогда, когда у наблюдаемых деревьев опадает около половины листьев. В позднеосеннем состоянии деревьев следует обращать внимание и на изменение окраски молодых побегов.

Фаза созревания плодов охватывает период от окончания цветения до того, как начнут опадать первые плоды или семена. Фаза рассеивания плодов (семян или других зачатков) начинается с момента полного созревания плодов до их опадания с дерева или поедания животными. Нередко эта фаза бывает очень растянутой и захватывает у дерева и кустарников всю зиму и часть весны.

После того, как учащийся выбрал вид растения, за которым будет проводиться наблюдение, необходимо определить и выбрать место наблюдения. Место произрастания растения должно быть типичным для изучаемого вида (лес, сад, парк и т.д.), а экземпляр растения должен находиться в условиях типичных для этого вида в данной местности. Следует выбирать растение не поврежденное и вступившее в пору половой зрелости.

Регистрация наблюдений

Для записей всех наблюдаемых явлений и данных о сроках их протекания, а также о строении растения необходимо завести дневник фенологических наблюдений. Для коррекции своих наблюдений необходимо сравнивать получаемые данные с данными, содержащимися в различных фенологических справочниках, календарях природы и пособиях по ботанике и фенологии, список которых приводится.

Кроме словесного описания наблюдаемых явлений и хода изменения фенофаз у растения, желательно давать рисунки – схемы и подробные рисунки, а также фотографии. Ведение дневника следует начать с указания вида наблюдаемого растения и полной его систематики. Затем указывается ареал изучаемого вида, долгота и широта местности, где проводится наблюдение.

Наблюдение за растениями осенью

Работу по наблюдению за растением необходимо предварить изучением литературы по данному виду растения. Начиная с сентября необходимо фиксировать сроки наиболее характерных изменений, происходящих с растением. В течение осени (сентябрь – ноябрь) необходимо отметить следующие, визуально легко наблюдаемые изменения или фазы вегетации у растения:

    Появление первых признаков осеннего расцвечивания листвы в кронах.

    Полное осеннее расцвечивание листьев.

    Начало листопада и поредение крон.

    Массовый листопад.

    Окончание листопада.

    Изменение окраски молодых побегов.

    Созревание плодов.

Осенняя окраска листьев.

По первым двум пунктам необходимо указать не только время начала и конца расцвечивания листьев, но и указать основной доминирующий цвет и всю имеющуюся цветовую гамму, характерную для данного вида. Уместно будет описание дополнить рисунками или цветными фотографиями как отдельных листьев, так и всей осенней кроны растения. Кроме этого следует объяснить причины изменения окраски листьев от зеленой до осенней происходящими в них процессами на уровне клеток.

Осенняя окраска листьев обычно предшествует листопаду: листья, расположенные внутри кроны, желтеют раньше, чем листья на внешней стороне деревьев, куда полностью доходит свет. Листья, которые друг друга затеняют, также часто желтеют раньше, чем незатененные. На ветке пожелтение листьев обычно происходит в такой последовательности: сначала желтеют нижние листья. Затем следуют средние и, наконец, самые молодые, расположенные на верхушке.

Осенью, кроме пожелтения листьев, наблюдается появление желто – красных, красно – лиловых и других оттенков листвы. Изменение цвета вызвано разрушением зеленого пигмента – хлорофилла и выявлением желто – красных пигментов – ксантофилла и каротина. Красно – лиловые тона обусловлены образованием антоциана и увеличением его количества в клеточном соке. Количество антоциана резко увеличивается с понижением температуры. Следовательно, в зависимости от осенних температур оттенки осенней листвы у одного и того же вида могут варьировать по годам.

Листопад.

После того, как листья достигнут предельных размеров, начинаются процессы их изнашивания, ведущие к старению и, в конце концов, к отмиранию. Видимый признак старения листа – это его пожелтение или покраснение. В тканях старых листьев накапливаются некоторые соли, откладываются во множестве кристаллы оксалата кальция. Из старого листа оттекают пластические вещества – углеводы, аминокислоты; лист «опустошается» перед опадением. Отток веществ, их перераспределение к центрам новой мобилизации можно считать одной из причин старения и опадения листьев.

У листопадных деревьев и кустарников опадение листьев на зиму имеет важное приспособительное значение. Сбрасывая листья, растения сильно уменьшают испаряющую поверхность. Листопад, или сбрасывание листьев, а иногда и целых листоносных побегов, большей частью укороченных (у тополя и ивы), представляет собой нормальный физиологический процесс, которому предшествует образование отделительного слоя. Отделительный слой формируется близ основания листа и состоит из легко расслаивающихся клеток паренхимы. По этому слою лист и отделяется от стебля, причем на поверхности будущего листового рубца заранее образуется защитный слой пробковой ткани. Лист временно держится на жилках – листовых следах, но они в конце концов разрываются под действием тяжести листа и порывов ветра, и тогда лист падает на землю.

Не всегда деревья сбрасывают все листья, в особенности часто удерживаются на зиму засохшие листья молодых дубков у которых эти листья опадают лишь весной. Из хвойных деревьев только лишь одна лиственница ежегодно теряет осенью свою хвою; у ели она остается на ветках в течение 5 – 7 лет, у сосны- 2 – 3 года.

Подготовка к листопаду идет уже с лета. Причины образования при листопаде отделительного слоя до конца не выяснены, но известно, что биологическими часами, сигнализирующими о приближении осени, оказывается изменение длины дня.

Как показали исследования русского ученого Б.С.Машкова, не только листопад, но и все процессы так называемого осеннего созревания побегов, как остановка роста и переход верхушечной почки в состояние покоя, развитие на поверхности ветвей слоя пробки, накопление запасных веществ и т.п., в очень большой степени регулируются соотношением продолжительности дня и ночи.

Осенью можно изучить лист и составить полное морфологическое описание, указав тип листорасположения, форму листовой пластинки 9цельная она или расчлененная), форму ее края, жилкование, опушение и т.п. Для морфологического описания листа можно использовать пособие по ботанике авторов: Васильева А.В.. Воронина Н.С., Еленевского А.Г. и др. – cтр. 204-208. Кроме изучения морфологических особенностей листа наблюдаемого растения, можно исследовать особенности анатомического строения эпидермы листа и определить тип устьичного аппарата. Для изучения строения эпидермы и определения типа устьичного аппарата необходимо приготовить временный микропрепарат эпидермы. Эпидерма в виде бесцветной однослойной пленки снимается препаровальной иглой или срезается лезвием и помещается в каплю воды под покровное стекло. Под микроскопом изучается форма и размеры основных эпидермальных клеток и определяется тип устьичного аппарата. Рисунки и возможные типы устьичных аппаратов и их описание содержатся в 4 томе книги «Жизнь растений» -cтр. 14-15.

Изменение окраски молодых побегов

Очень важным является наблюдение за изменением окраски молодых побегов осенью, что связано с образованием перидермы на поверхности побега взамен первичной эпидермы. Побег темнеет, приобретая оттенки характерные для перидермы конкретного вида растения. «Вызревшие» побеги, защищенные пробкой, подготовлены к зиме. На поверхности побега становятся четко видны чечевички. Форма, размеры и распределение чечевичек по поверхности стебля являются очень характерными для определенных видов растения. При визуальном осмотре годичного побега осенью необходимо отметить в фенологическом дневнике цвет и форму побега, размеры и число чечевичек. Путем исследования приготовленных временных препаратов поперечного среза стебля годичного побега можно изучить строение перидермы и замыкающего слоя клеток в области чечевички. При этом следует отметить число рядов клеток в феллеме и их форму, а также мощность (число слоев) замыкающего слоя клеток в чечевичке. Описание строения перидермы необходимо дополнить рисунком.

Созревание плодов. Рассеивание плодов.

Как было отмечено ранее, фаза созревания плодов охватывает период от окончания цветения до момента начала опадения первых плодов или семян. Время наступления этой фазы и ее продолжительность необходимо зафиксировать в дневнике наблюдений. Далее фиксируется время поступления и продолжительность фазы рассеивания плодов или семян. Начало этой фазы совпадает с моментом полного созревания плодов, а конец – с опадением или поеданием животными. Кроме этого плод исследуемого растения следует охарактеризовать, дав его полное морфологическое описание .

Литература

    Воронин А.Г. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М., 1988.

    Жизнь растений. – Собр.соч. М.. Просвещение.

Ирина Тумаева
Конспект прогулки по теме «Наблюдение за деревьями»

Конспект прогулок по теме

«Наблюдение за деревьями » .

Цель : Развитие у детей мыслительной деятельности (сравнения, различения, выделения существенных признаков, установления причинно-следственных связей).

Место наблюдения : Участок.

Объект наблюдения : Деревья .

Виды деятельности : речевая деятельность, общение с природой, практическая деятельность, наблюдение , игры.

Ход прогулки:

(Перед прогулкой воспитатель обращает внимание детей на телеграммы от лесных жителей)

Воспитатель : Ребята, сегодня нам с вами пришла срочная телеграмма от лесного жителя, который очень обеспокоен тем, что весна уже пришла, а на деревьях листочков все нет и нет.

Сегодня мы будем искать ответы на вопрос лесного жителя на нашем участке. За хорошую работу вы получите специальный медальон.

Все готовы помогать лесному гостю!

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда давайте строиться на прогулку !

(Все выходят на участок)

Воспитатель : Итак, внимание! Читаем телеграмму, которую написал нам ворон.

Телеграмма

Кар, кар, какой кошмар!

Вот весна уж тут как тут,

А листочки не растут!

Что случилось, объясните,

Помогите! Помогите!

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, почему на деревьях нет листьев ? Что должно произойти с землей, чтобы дерево проснулось ?

Дети : На деревьях еще нет листьев , потому что солнце ещё не сильно греет. Чтобы дерево проснулось , солнце должно прогреть землю .

Воспитатель : А давайте поиграем в солнышко и согреем землю своим теплом! Вставайте, скорее, в круг!

Подвижная игра «Солнышко» .

Воспитатель : Теперь ваши солнышки быстро отогреют землю после долгой зимы и все деревья непременно проснутся.

Ребята, а давайте покажем, из чего состоит дерево , и объясним, для чего ему нужна каждая часть! Так, мы сразу догадаемся, откуда начинает оживать дерево .

Дидактическая игра «Строение дерева » .

Дети : У дерева есть корни , которые его питают; есть ствол, который держит дерево и есть крона (листочки, они содержат сок.

Воспитатель : Все правильно, ребята! Корни закрепляют дерево в почве и насыщают питательным соком; ствол удерживает тяжелую крону и проводит к листочкам то, что дают ему корни, а листочки вбирают в себя питательный сок и потом отдают его дереву .

Ребята, а у дерева сразу появляются листочки или нет?

Дети : Нет, сначала появляются почки, которые набухают, лопаются и становятся листочками.

Воспитатель : Правильно! А давайте покажем нашим деревьям , как нужно просыпаться после долгой зимы.

Сюжетно-ролевая игра «Напои дерево » .

Воспитатель : Теперь наши деревья обязательно проснутся раньше других! А чтобы ответить на вопрос почему, вспомните игры, в которые мы сегодня играли!

Дети : Игра «Солнышко» - согрела землю. Игра «Из чего состоит дерево » - напомнила деревьям , для чего нужны корни, ствол и крона. Игра «Напои дерево » - показала, как нужно дереву пить воду и питательные вещества из земли.

Воспитатель : Да, ребята, сегодня мы с вами согрели землю для наших деревьев , показали им как быстрее проснуться и ожить!

А теперь нам пора возвращаться в группу, чтобы скорее отправить телеграмму ворону, в которой мы расскажем ему о том, что, как только солнышко согреет землю, дерево насытится соком и листочки быстро распустятся!

А вам нужно получить его медальон! Не забывайте, его получат только самые послушные ребята!

(Все возвращаются в группу)

Воспитатель: Сергунина О.Ю.

Рассматривание березы.

Цель : продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Воспитатель обращает внимание детей на березы, растущие на участке. Отмечает первые приметы осени – пожелтели листья на березах и почти уже облетели. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой березы. Обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Стоит Алена - платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза).

Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦ Какого цвета ствол у березы?

♦ Какие части березы вы еще знаете?

♦ Какого цвета ветки? ♦ Зачем корень дереву?

♦ Какого цвета на ней листья?

♦ Каких листьев больше зеленых или желтых?

♦ Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета?

♦ Где листьев больше на дереве или под ним?

Дидактическая игра

«Родственные слова»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Клен. Кленовый, кленок и т. д.

Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Трудовая деятельность

Собрать листья березы для гербария. Цель: формировать умения трудиться сообща. Воспитывать стремление к труду.

Подвижные игры

«Море волнуется».

Цель: развивать координации движений, воображения.

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождение названного дерева, развивать бег, ловкость.

Индивидуальная работа

Прыжки с чередованием на одной и двух ногах с передвижением вокруг березы. Цель: воспитывать выносливость; развивать умения прыгать на одной и двух ногах.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом

Наблюдение за деревьями.


Цель: напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход наблюдения

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.

Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая,
Дарит листья, не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья, которые растут на участке. Назвать их. Чем они отличаются друг от друга.

Задает детям вопросы:

♦ Какие еще знаете деревья, которые растут в нашей местности?

♦ У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь)
♦ У какого дерева ветки растут в стороны? (Клен)
♦ У какого дерева ветки опущены вниз? (Берез.)

♦ А какие кусты есть у нас на участке?

♦ Чем отличается дерево от куста?

♦ Покажите ствол, ветки у деревьев.

Обращает внимание детей на листья на деревьях, их раскраску

Дидактические игры

«Назови ласково» (деревья).

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

«С какой ветки детка?».

Цель: развивать мышление, внимание, активизировать словарь.

Исследовательская деятельность

Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

Упражнение на развитие мелкой моторики

«Составь узор» Составить узор на асфальте из опавших листьев.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цель: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом: бросить вверх и поймать (одной) двумя руками (10 раз)

Цель: совершенствовать бросок вдаль (обеими руками поочерёдно).

Наблюдение за листопадом.

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «листопад». Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Листопад, листопад,

Дождик золотистый.

Всё летят, всё летят

Листья, листья, листья!

Листики разные,

Листики резные,

Жёлтые, красные

Выбирай любые.

По тропинке в листопад

На прогулку вышли.

И букеты у ребят:

«Вот какие!" - вышли.

Листики разные,

Яркие букеты.

Долго будем вспоминать

Листопад мы этот!

Воспитатель загадывает загадку:

Ветер листьями играет,

Их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат - это значит...(Листопад).

Воспитатель предлагает детям походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.

Обращает внимание детей, что от лёгкого дуновения ветерка, весело перешёптываясь друг с другом, листочки падают с деревьев. Сыплется на землю золотистый дождь листьев. Такое явление в природе называется «листопад». Предлагает детям определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют, а на каких еще зеленые; понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? Что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки).

Дидактическая игра

«Кто больше назовет действий?»

Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Цель: развивать мышление, активизировать речь.

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.

Трудовая деятельность

Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры

«Догони свою пару».

Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.

«Каких листьев больше?». Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.

Индивидуальная работа

Пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.

Цель: развивать координацию движений, учить держать равновесие.

Наблюдение за распространением семян клена.

Цель: сформировать у детей представление о состоянии растений осенью, Расширить и уточнить знания детей о клене; дать знания о семенах клена, показать приспособления семян к распространению.

Ход наблюдения

Осенний клен весь полинял,
И лист кленовый растерял,
Лежит вокруг его листва,
Покрыта вся вокруг земля.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть клен, растущий на участке.

Спрашивает у детей, что нового они заметили в убранстве деревьев осенью? Предлагает сравнить с тем, что видели летом.

На участке под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви. С деревьев опала листва. Стали хорошо заметны плоды и семена.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает плод клёна. Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут, и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен.

Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери.

Воспитатель загадывает детям загадки и задает вопросы:

Каждый год на нем с охотой,
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет,
На всего один полет.
(Клён и его плоды)

Письмами летят крылатки,
На дорожки и площадки,
И не знает почтальон,
Для кого их пишет...
(Клён)

♦ Как называется плод клена? Почему?

♦ Как распространяются семена клена?
♦ За что любят клен звери, птицы?

Исследовательская деятельность

Вынуть семя из плода, вскрыть и показать детям, что внутри находится зародыш дерева.

Дидактическая игра

«Кто больше запомнит»

Цель: учить находить предмет по описанию. (Листья, плоды, семена).

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; учить пользоваться необходимым инвентарем.

Подвижная игра

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

Индивидуальная работа

«Не сбей кеглю». Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Наблюдения за рябиной

Цель: Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. (О. Высотская)

Вопросы детям:
- Как выглядит рябина?
- Где она растет?
Рябинка – так ласково называют люди это дерево.
Словно девица-красавица надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед - душистый и полезный. У рябины хорошая древесина - тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
- Какие звери любят ягоды рябины?
- Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
- Что дает рябина людям? Что изготавливают из рябины?
Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей. Рассмотреть через увеличительное стекло кору дерева, ягоды, листья.
Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.
Трудовая деятельность
Сбор мусора и веток на участке.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
Цель: создать условия для активной двигательной деятельности детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.
«Утка – гусь»
Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа:
Развитие движений.
Цель: закрепить прыжки на одной (правой, левой) ноге.
Самостоятельная деятельность детей.

Рябина золотой осенью.

Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

Ход наблюдения:

Обходя с детьми территорию детского сада, обращаем внимание на нарядное

убранство деревьев.

Ребята, как называется эта пора осени? (ответы детей)

Отгадайте загадку:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина).

Подойдем ближе к рябине. Какого цвета листья на ней? (ответы детей)

Какое чувство вызывает эта картина у вас? (ответы детей)

Вот, чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять.

Мы сами являемся частью природы.

Обобщение ответов детей: золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно- оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину. Рябина золотой осенью вызывает у нас чувства радости, восторга и красоты природы.

Активизация словаря: золотая осень, пурпурно - оранжевый, алые гроздья ягод.

Рябина во время листопада

Цель: углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.

Ход наблюдения:

Я по парку погуляла,

Где заря растёт узнала.

Поглядела вверх - она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?-

Это дерево - рябина!

Воспитатель с детьми

рассматривают рябину.

Ребята, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями?

У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в

разное время.

А что у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер?

Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?

А что произошло с ягодами? (ответы детей)

Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Ребята, в природе ни чего не происходит просто так.

Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды. Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.

В завершении наблюдения делается вывод: когда с деревьев опадают листья, это явление называется листопад, так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер. На ветках рябины остаются ягоды, которые привлекают нас своей красотой и служат кормом для птиц.

Активизация словаря: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

«Рябина - птичья кормушка»

Цель: знать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют (рябина).

Ребята, посмотрите, что мы видим на

земле? Откуда взялись эти ягоды? (их

уронили птицы).

Как вы думаете, какие птицы побывали на

нашей рябинке?

Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники. Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Для дроздов, синиц, снегирей и других птиц рябина является кормушкой.

(Если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины)

И не с проста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть.

Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной

народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и

листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них

витаминов.

А теперь поиграем в игру: «Птички, птички, по домам».

Активизация словаря: дрозд, дрозды-рябинники, объедены, склеваны.

Сравнительное рассматривание рябины и берёзы

Цель: отличать рябину от другого дерева - березы, видеть отличия и общие

признаки, характерные для всех деревьев.

Ход наблюдения:

На прогулке обратить внимание детей на деревья, которые растут на участке

детского сада. Рассмотреть березу и рябину.

Рассмотреть деревья, уточнить их

строение, в чем сходство деревьев?

Какие характерные особенности березы

вы знаете?

Какие характерные особенности

рябины вы знаете?

Что общего есть у этих деревьев?

Какие условия необходимы для их

роста?

Почему мы так быстро узнаем рябину

среди других деревьев?

Обратить внимание детей, на то, что у рябины и березы очень тонкие веточки, которые легко ломаются и почему так важно заботится о деревьях зимой.

Ребята, давайте поиграем в игру: «С какой ветки детки? »

(Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины, дуба).

Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и

спрашивает, с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву.

Обобщение ответов детей: дети приходят к выводу, что рябину можно узнать по гроздьям алых ягод, а у березы белый ствол, у нее как и у рябины тонкие ветви, а еще на ней вырастают сережки, делают вывод, что оба дерева питаются с помощью корней, которые уходят глубоко в землю. Еще рябина служит кормушкой для птиц зимой.

Активизация словаря: гроздь, сережки, питаются.

Наблюдение за березой поздней осенью

Цель: Продолжать знакомство с березой выделяя характерные

признаки и изменения, связанные временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая-

Лист опалит огнем

Березка облетает,

Тоскует под дождем

Воспитатель проводит с детьми беседу:

♦ Почему листья на березе стали желтые?

♦ Что происходит с деревьями осенью?

♦ Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность Подметание дорожек, уборка мусора. Цели: - воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. - убирать инвентарь после труда в определенное место

Подвижные игры «Мы - веселые ребята», «Затейники».

Цели: - учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; - упражняться в беге.

Индивидуальная работа «Удочка», «С кочки на кочку».

Цели:

Упражнять в прыжках;

Воспитывать уверенность в своих силах.

Наблюдение за сосной.

Цель: Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Воспитатель читает стихотворение В. Рождественского :

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными :

Ø Сосновый – запах, бор, ствол.

Ø Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

Ø Сосновое – полено, кресло, бревно.

Ø Сосновые – иголки, шишки.

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представление об осеннем тополе; вспомнить и назвать деревья, растущие в нашем городе; углублять и обобщать знания детей о деревьях; поддерживать и развивать желание узнать о деревьях больше.

Словарная работа: обогащение – вековой, безлиственное (дерево), листопад.

Ход наблюдения:

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя встретишь его пух –

Над улицей несутся сотни белых мух.

Беседа по вопросам.

Где чаще растут тополя? (в городе)

Значит, какое это дерево? (городское)

Какого цвета сейчас тополиные листья? (зелено-золотистые)

Когда облетят с тополя последние листья? (поздней осенью)

Какие еще растут деревья в нашем городе? (клен, береза, ясень и т.д.)

А для чего нужны деревья в городе? (очищать воздух, летом тень от деревьев…)

Почему осенью листья с деревьев опадают? (чтобы дерево зимой не теряло много влаги)

Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Чтение стихотворения «Листопад» (читает ребенок).

Исследовательская деятельность: рассмотреть через увеличительное стекло ветку с которой опали листочки.

Что мы видим на ветке? (маленькие почки)

А что это значит? (дерево не погибло, оно сбросило засохшие, отмершие листья)

Когда «проснется» почка? (весной)

Дидактическая игра: «С какой ветки детки?». Цель: развивать мышление внимание, учить определять и называть дерево по листу.

Подвижная игра : «Листочки». Цель: кружение и бег не наталкиваясь друг на друга.

Труд: собрать на участке опавшие листья и сложить их под деревья. Цель: воспитывать трудолюбие, стремление помочь взрослым, заботливое отношение к деревьям.

Развитие движений: «Мяч друг другу», «Попади в обруч». Цель: развивать ловкость, меткость, глазомер. Закреплять бросание мяча от груди.

Циклические наблюдения за объектами природы.

Цикл наблюдений за деревьями

«….День, проведенный с ребенком среди рощ и полей…

заменяет много недель на учебной скамье».

(К.Д. Ушинский)

Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее. Наблюдение - это метод чувственного познания природы. Через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в привычной среде обитания.

Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, восприятие детьми объектов и явлений природы.

Циклическое наблюдение - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.

Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют уже самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства взрослого.

Цикл наблюдений за деревьями

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системы конкретных представлений о деревьях и их взаимосвязи с окружающей средой; воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Темы наблюдений:

    «ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ».

    «ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»

    «РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЁЗЫ».

    «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

    «РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».

    «сравнивание ЯБЛОНИ и рябины».

    «СРАВНИВАНИЕ БЕРЁЗЫ И ТОПОЛЯ».

    «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».

    «ЛИСТОПАД».

    «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».

Наблюдение № 1 «Деревья на участке».

Задачи : закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).

Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.

Методические приемы :

Художественное слово :

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин.

Беседа:

Какими словами можно сказать об осени?

Д/И: « Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая ).

Какие деревья растут на участке детского сада?

Давайте внимательно их рассмотрим:

Чем они схожи, а в чем их отличия?

Как вы думаете, деревья живые существа или нет?
- Почему?
- Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?
- Чем можно помочь дереву, если ему навредили?

Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)

Художественное слово : загадки о деревьях.

П/И «Раз, два, три к …. дереву беги!»

: рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.

Наблюдение № 2 « Прогулка по экологической тропе ».

Цель : знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая - неживая» природа, наблюдать за состоянием всех деревьев. развивать чувство ответственности за растения, желание их оберегать.

Активизация словаря: экология, экологическая тропа, наш дом, жители, планета, деревья, лес багрян.

Методические приёмы.

Художественное слово :

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

Подольше б золото не сбросили

Стоял бы лес багрян и тих.

Ходит осень, бродит oceнь,

ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый - кленовый.

В. Авдиенко

Беседа

Дети идут по экологической тропе и любуются красотой осенних деревьев.

Послушаем тишину и шорох падающих листьев…

(Словообразование: листья падают - листопад.)

На каких деревьях есть плоды?

С каких деревьев опало больше листьев?

Есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

(Учить различать деревья по форме листов и их окраске).

Проблемно-поисковые задания.

Выстроить ряды от зелёного до самого жёлтого листа: от самого большого до самого маленького листика.

Игра:

Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.

Найти самый красивый листок;

Найти самый большой и самый маленький листок;

Найти деревья, на которых есть семена-крылатки.

Наблюдение № 3 «Рассматривание березы».

Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Художественное слово :

БЕРЁЗКА
Снова осень золотая…
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…

Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы -
С голых веток капает вода…

Листья падают с берёзы -
Скоро зимние морозы,
Нужно ей скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет даже,
Но весну берёзка будет ждать…

Тамара БАЗИЛЕВСКАЯ

Беседа:

Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).

Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)

А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)

А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги) А так красиво?

А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)

Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)

Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).

Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? (все деревья разные, непохожие друг на друга).

А сейчас мы представим, что превратились в берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.

П/И «Изобрази берёзу»

Наблюдение № 4 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

Цель : углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Методические приемы

Художественное слово :

Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки
К нам летят в окошки.

А. Кулагина

Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев. Беседа:

Предложить сравнить между собой несколько клёнов.

А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек)

Сравните несколько клёнов между собой: Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).

Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь , заботиться, любить )

Д/И «Придумай прилагательное к слову КЛЁН».

Наблюдение № 5 « РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ ».

Задачи: учить узнавать рябину, отличать ее от других деревьев; закреплять знания о внешнем виде лекарственных деревьев, их плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров.

Активизация словаря: рябина, дерево, осень, листопад; гроздья, лекарственное растение, витамины, целебный отвар.

Методические приемы :

Во время сборов на прогулку показать детям приглашение,

а они должны отгадать, от кого:

Художественное слово :
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И снегири к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется? (Рябина.)

Беседа:

Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.
Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.
- Как вы его узнали?
Предложить красиво с рябиной поздороваться.
- Чем это дерево отличается от других?
- Расскажите, какие у нее ягоды?

Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?
- Почему такие холодные?

Осторожно снять кисть рябины, сказать, что мы ее принесем в группу, разморозим и попробуем

Д/И: « Скажем рябинке добрые слова»

Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая.

(Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова).

Наблюдение № 6 « сравнивание яблони и рябины ».

Цель: учить отличать рябину от яблони, видеть отличия и общие признаки.

Методические приемы

Загадывание загадок о яблоне и рябине .

Беседа

Подойти к яблоне:

Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?

Прижмитесь к стволу яблоньки, погладьте её, она подарит вам свою энергию!

Соберите яблочки, которые упали на землю.

Расскажите о них, какие они? (дети сравнивают между собой яблоки).

Всё лето яблоки росли, созревали, а к осени созрели и их можно кушать, только предварительно хорошо помыть.

Подойдите теперь к рябинке:

Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?- Предложить детям потрогать ствол, рассмотреть рябиновые листочки.

Прижмитесь к стволу рябинки, погладьте её, и она подарит вам свою энергию!

А теперь дотянитесь до её веточек.

А на веточках висит что? (гроздья ягод)

Осенью на этом дереве долго держатся ягоды, ими питаются птицы.

Расскажите о них, какие они? (дети описывают ягоды рябины).

Чем похожи плоды яблони и рябины? В чём их отличия? (дети сравнивают и делают вывод, что плоды этих двух деревьев похожи, только у яблони крупные яблочки и растут по одному, а у рябины маленькие «яблочки» и растут они гроздьями, они съедобны и полезны.

П/И : «Дотянись до яблочка».

Основы трудовой деятельности : Предложить детям собрать под рябиной ягоды, сложить их в ведёрко. Рассмотреть, какой они формы, цвета, величины. Сказать, что возьмём их в группу, помоем, попробуем на вкус, потом засушим, чтобы кормить ими птиц зимой.

Наблюдение № 7 «СРАВНИВАНИЕ ТОПОЛЯ И БЕРЁЗЫ».

Цель : продолжать учить детей сравнивать различные деревья между собой, находить черты сходства и различия.

Методические приемы

Беседа :

Обратить внимание детей на тополь и березу:

Как называются эти деревья?
- Чем отличаются? Чем похожи?
- Какой ствол у березы? Какой у тополя?
Предложить рассмотреть крону, кору,

ветки и их расположение.

Найти отличия у деревьев.

Д/И «Детки на ветке».

Цель : уточнить, по каким признакам догадались,

чьи детки этой ветки?

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Основы трудовой деятельности : Сбор листьев для изготовления поделок.
Цель: формирование трудовых умений и навыков.

Наблюдение № 8 «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».

Задачи: учить видеть состояние дерева в разную погоду, развивать наблюдательность.

Методические приемы :

Беседа :

Есть ли сегодня ветер? Как узнали?

Как качаются веточки?
- Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
- Почему?
- Что помогает дереву крепко держаться в земле? (корень, корневая система).

П/И «Листочки»

Мы – листочки

Мы – листочки (стоят, держа в руках листочки)
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели
Дунул ветер – полетели (разбегаются)

Мы летали,

мы летали (бегают, помахивая листочками)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок
Все уселись в кружок… (садятся на корточки)

Ветер снова вдруг подул (снова разбегаются)
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели (помахивают листочками)
И на землю тихо сели. (присели).

В конце можно предложить детям собрать листья.
Приметы:
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.

Основы трудовой деятельности : Уборка детского участка от опавших листьев.
Цель : создание радостного настроения от выполнения работы; воспитание экологической культуры.
Оборудование : грабли, ведра, носилки.

Наблюдение № 9 «ЛИСТОПАД».

Цель : расширять знания об одном из признаков осени - листопаде, о взаимосвязи этого явления с похолоданием, закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Активизация словаря : осень, листопад, листья опадают, природа увядает
пожелтевшие, вянущие, облетают, кружат; шуршат.

Методические приемы:

Художественное слово:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

Кисти ярко- красные вянущих рябин.

Падают, падают листья в нашем саду листопад,

жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

(Ивенсен)

Беседа:

Вспомните, какими были деревья летом? (Зелёные, свежие)

Как они изменились с приходом осени?
- Почему их листья стали желтыми, красными?

- Почему листья с деревьев опадают? (Мало света, питательных веществ,листья ослабевают и уже не могут удержаться на дереве и начинают опадать)

У какого дерева раньше всех меняется окраска деревьев? (у березы)

Какое из деревьев сбросило листву последним. (после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву).

Посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе:

Художественное слово:
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
И.Михайлова

Беседа:

Какое значение имеет листопад для деревьев? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
Октябрь называют «золотым периодом» осени. Почему?
- Когда начинается листопад?(после первых заморозков)

Как вы думаете, что было бы с деревьями зимой,

если бы остались листья на ветках? (они бы погибли).

Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Исследовательская деятельность :

Дерево тоже умирает вместе с листьями? (Дети рассматривают почки)

Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят,

как в теплых колыбельках, молодые листочки.

Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.
- Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Основы трудовой деятельности : Составить из опавших листьев узор на асфальте. Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листья, которые летят медленно, кружась.

Наблюдение № 10 « РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».

Цель : продолжать закреплять характерные признаки поздней осени: деревья голые; все листья облетели; трава пожухла; ветки деревьев покрыты инеем (расширять представления о инее - это кристаллики льда, или иначе замёрзшая вода), лужи замерзли, покрылись льдом; воспитывать видение красоты, умение любоваться ею.;.

Методические приемы:

Художественное слово :

Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее –

То белое, то синее.

(М. Дружинина)

Беседа:

Какие изменения вы видите в природе?

Как выглядят деревья? Почему?

Чем покрыты ветки и стволы деревьев? - Что такое иней? Откуда он берётся?

Исследовательская деятельность :

Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

Беседа по каждому изречению.

Перспективное планирование наблюдений за деревьями и кустарниками

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Виды деревьев : ель, рябина, липа, береза, тополь, клен, дуб.

Береза.

1. Знакомство со строением, особенностями внешнего вида.

2. Зарисовка дерева.

3. Сбор листьев и семян для коллекции.

4. Поделка из листьев.

5. Польза для человека.

Клен.

1. Проведение опыта с посевом крылаток в почву. Зарисовки наблюдений.

2. Работа со схемой строения дерева.

3. Д/и «К дереву беги».

1. Сравнение листьев, стволов клена и дуба по форме, размеру.

2. Сбор желудей для коллекции.

3. Чтение художественных произведений.

4. Поделка из желудей

Сосна.

1. Отличие от лиственных деревьев.

2. Сбор шишек для коллекции. Рассматривание их.

3.Изготовление поделок.

1. Рассматривание коллекции хвои. Работа с нею.

2. Охрана природы. Применение и польза деревьев. Отношение к ним человека.

3. Рисование ели различными способами (нетрадиционными).

4. Связь с животным миром.

5. Сравнение хвои деревьев: ели и сосны.

Рябина.

1. Сравнение строения и особенностей внешнего вида рябины.

2. Сбор ягод для коллекции.

3. Чтение стихотворений о рябине.

4. Рисование нетрадиционными способами.

1. Отгадывание загадок.

2. Особенности произрастания дерева

3. Рассматривание гербария из веток. Сравнение с листьями рябины.

4. Заучивание наизусть стихотворения И. Токмаковой «Ива».

Кустарники.

1. Рассматривание внешнего вида. Какие виды кустарников есть? Чем кустарники отличаются от деревьев?

2. Рисование кустарников (на песке, карандашами, мелками).

3. Д/и с собранными коллекциями.

Система работы над сравнением деревьев.

Дуб - Клен

1. Ствол (кора – цвет), ветки.

3. Размеры (ветки, ствол, листья).

4. Использование в народной медицине.

Система работы над сравнением деревьев и кустарников.

Виды кустарников: сирень, шиповник, черемуха.

Деревья - Кустарники

1. Ствол (количество, высота), ветки.

2. Листья (сходство и различие).

3. Размеры (ветки, листья).

Дидактические игры.

«К дереву беги». «Беги в дом, какой я назову». Найди пару». «Найди листок, как на дереве». «Опиши, мы отгадаем». «Назови листок». «Где, что зреет». «Что изменилось». «Опиши, я отгадаю». «Кто скорее соберет». «Угадай». «Найди листок, который покажу». «Найди в букете такой же листок». «Найди, о чем расскажу». «Кто быстрее найдет березу (дуб, клен, сосну). «Все по домам».

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом».

Весна – прекрасное время для наблюдений за деревьями. Они просыпаются после зимы, у деревьев период цветения, распускаются листья. Сегодня расскажу о наших наблюдениях, которые легко провести в рамках прогулки.

Еще неделю назад все деревья были голые. Сегодня они почти все оделись в зеленый наряд. Так вот, неделю назад мы сделали два открытия. Во-первых, все деревья разные: на каких-то листья распускаются раньше, на других – позже. А во-вторых, почки на деревья тоже разные. По размеру уж точно. Наше предположение такое: чем больше лист, тем больше почка. Например, почки березы или вишни совсем маленькие, а почки каштана очень большие.

Разумеется, стоит обсудить, чем дерево отличается от куста. У дерева ствол один, а у куста их много. Искали на прогулке деревья и кусты.

А чем еще деревья отличаются друг от друга. Самый простой ответ – у них разные листья. Во-первых, на одних листья, а на других – иголки. Обратили внимание, что иголки то бывают разные! Не одними елками едиными. Бывают еще и сосны, и лиственницы. А еще хвоя тоже опадает, хоть такие деревья и называют вечнозелеными. Недавно гуляя в парке с сосновым лесом, я обратила внимание ребенка на хвою под нашими ногами и спросила его, что это. На что ребенок, недолго думая, ответил, что это трава. И очень удивился, когда я ему сказала, что это иголочки, которые опадают с сосен. Так что чаще смотрите под ноги.

Ну а если еще более внимательно посмотреть под ноги, то можно увидеть липучки тополя. А это между прочим его почки. Вот такие разные бывают почки.

Ну а чем же еще отличаются деревья? Посмотрим на них внимательней. У одних деревьев ветки опущены к земле, как у березы. У других – тянутся к небу, а у третьих (как у ели) стоят параллельно земле. С ребенком можно поиграть в интересную игру. Мама показывает на дерево, а ребенок ставит свои руки так, как ветки этого дерева находятся относительно земли: опускает к земле, расставляет в стороны или тянет к небу.

А чем деревья похожи? Остановимся на этом поподробнее. Во-первых, они живые. Во-вторых, у всех у них есть ствол, корни, крона. В-третьих, дерево не тонет в воде. Но это уже свойство древесины, которое можно проверить экспериментально. Мы нашли ручей и бросали в него камни и палочки. Камни тонули, а веточки плавали. После этого стоит порассуждать, из чего люди строили лодки.

А еще деревья цветут, затем у них созревают плоды. С плодами ребенок знаком, и яблоки с вишнями собирает, и шишки и каштаны уважает.
А вот с цветами заминка. Сначала нужно отметить цветение садовых деревьев, они цветут явно, их белые и розовые цветы знакомы каждому. А вот как цветут другие деревья? Мы нашли березу, сережки – это цветы березы. Длинные сережки – мужские соцветия, короткие – женские.

Во всю цветет американский клен.

Цветет тополь, а совсем скоро зацветут яблони и вишни и весь наш сад будет в цветах.

Загрузка...
Top