Закон 238 фз от 03.07. Готовимся к независимой оценке квалификации. Скачать закон о независимой оценке квалификации

Минтруд – о независимой оценке квалификации

Для начала напомним, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238-ФЗ) независимая оценка – это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (далее – соискатель) профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 238-ФЗ соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившееся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Законом № 238-ФЗ. Работодателей волнует, обязательна ли процедура независимой оценки для всех организаций и учреждений. Или же она носит добровольный характер?

Обратимся к Трудовому кодексу. В силу ч. 1 его ст. 197 работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации. Согласно ч. 1 ст. 196 необходимость направления работников на такую оценку для собственных нужд определяет работодатель. То есть соискатель может обратиться в ЦОК для прохождения независимой оценки самостоятельно, а может быть направлен работодателем.

Минтруд на поставленный вопрос отвечает так: оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

Если на прохождение независимой оценки квалификации работник направлен по инициативе работодателя, у работника нужно запросить письменное согласие. При этом на период прохождения сотрудниками оценки работодатель должен предоставить им некоторые гарантии и компенсации. В частности, в соответствии со ст. 187 ТК РФ:

    оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя;

    за работником сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата по основному месту работы;

    если независимая оценка осуществляется в другой местности, работнику оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

К сведению: гарантии при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

Каков срок действия результатов независимой оценки?

Поскольку срок действия результатов независимой оценки Законом № 238-ФЗ не установлен, возникает логичный вопрос: как часто работникам нужно подтверждать соответствие квалификации, то есть каков срок действия результатов оценки?

Напомним, что независимая оценка проводится ЦОК в форме профессионального экзамена в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (далее – Постановление № 1204). Экзамен осуществляется с использованием средств для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденных советом по профессиональным квалификациям.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным средствами независимой оценки квалификации. Результаты экзамена оформляются ЦОК не позднее 30 календарных дней после его завершения и выдаются соискателю или его законному

На вопрос о сроках действия результатов независимой оценки Минтруд отвечает, что срок действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки, определяется советами по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах деятельности).

Читайте также

  • Независимая оценка квалификации с 2017 года: что она собой представляет, кому и для чего может понадобиться
  • Готовимся к независимой оценке квалификации
  • Направляем работников на независимую оценку квалификации

Сведения о сроках действия свидетельств о квалификации можно получить из Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в Интернете на сайте АНО «Национальное агентство развития квалификаций» nok-nark.ru (далее – Реестр сведений об оценке). Там же можно получить информацию о перечне наименований квалификаций и профессиональных стандартах, на соответствие которым оценивается квалификация.

Сколько стоят услуги по независимой оценке?

Как установлено Законом № 238-ФЗ, если оценка квалификации проводится:

1. По инициативе соискателя – оплата услуг осуществляется за счет средств соискателя либо иных физических и (или)

2. По направлению работодателя – за счет его средств.

Оплата услуг осуществляется на основании заключенного между лицом, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен, и ЦОК договора о возмездном оказании услуг. На вопрос о стоимости услуг по независимой оценке Минтруд отвечает, что это определяется ЦОК. Информация о стоимости прохождения независимой оценки квалификации будет размещаться на их сайтах.

К сведению: например, стоимость независимой оценки квалификации соискателя по каждому наименованию квалификации, проводимой НП «Институт профессиональных бухгалтеров и России», составляет 19 000 руб.

При этом при оплате услуг для граждан предусмотрены социальные налоговые вычеты в случае расходов на прохождение оценки квалификации (расширяется перечень оснований для налоговых вычетов, а совокупный размер вычетов по всем основаниям не увеличивается) (ст. 219 НК РФ).

Что касается льгот для работодателей, ст. 264 НК РФ предусмотрено: расходы работодателей на оценку квалификации относятся к прочим расходам, которые связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и которые не облагаются Согласно той же статье это будет возможно, только если у организации имеется договор об оказании услуг по проведению независимой оценки, заключенный с ЦОК, и трудовой договор с работником, проходящим эту оценку.

Как применяются результаты независимой оценки?

Как уже отметил Минтруд, оценка квалификации является добровольной и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

В частности, уволить работника на основании неудовлетворительных результатов при сдаче экзамена работодатель не сможет (в отличие от аттестации, предусмотренной ст. 81 ТК РФ).

К сведению: аттестация – это проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. При этом трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Порядок аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81).

В ответ на вопрос, что могут дать результаты независимой оценки соискателю и работодателю, чиновники указали следующее:

    при успешном прохождении экзамена гражданин может предъявить свое свидетельство о квалификации при трудоустройстве;

    в соответствии с результатом прохождения оценки квалификации работник может планировать дальнейшую профессиональную карьеру, а работодатель организовывать обучение сотрудников, их включение в кадровый резерв и др.;

    оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность на рынке труда;

    в случае неудовлетворительного прохождения экзамена выданное соискателю заключение об этом подскажет ему и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.

Если в организации предусмотрено прохождение аттестации

Работодатели, у которых установлен такой способ оценки квалификации работников, как аттестация, спрашивают, как применять Закон № 238-ФЗ.

И вот что отвечает на это Минтруд. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ иной порядок оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях.

К сведению: особенности регулирования труда в Трудовом кодексе установлены, в частности, для педагогических и научных, и творческих работников, и тренеров. При этом для педагогических, научных и медицинских работников, работников учреждений культуры и искусства другими федеральными законами и нормативными правовыми актами в целях подтверждения квалификации и соответствия занимаемым должностям установлено прохождение аттестации.

Если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т. п.), чем установленный Законом № 238-ФЗ, федеральному органу в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовом кодексе в части введения особенностей регулирования труда работников, требования по должностям которых определены в Законе № 238-ФЗ.

Обратите внимание: положения Закона № 238-ФЗ не применяются в отношении госслужащих и граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы.

О создании ЦОК

К сведению: согласно Приказу Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» (далее – Приказ № 759н) ЦОК – это юридическое лицо, которое наделено советом полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Такими полномочиями не может быть наделено юридическое лицо, которое является и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

Отбор организаций для наделения полномочиями по независимой оценке квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении его этими полномочиями и документов, которые представляются в совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет). Вся необходимая информация по данному вопросу размещена в Реестре сведений об оценке и на сайте Минтруда.

К сведению: совет по профессиональным квалификациям – орган управления, наделенный в соответствии с Законом № 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности (ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Совет направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в этом в течение 100 календарных дней со дня поступления документов.

Сведения о ЦОК формируются Советом и представляются в Национальное агентство развития квалификаций для размещения в Реестре сведений об оценке не позднее 5 календарных дней после принятия Советом решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению оценки.

Что касается требований к членам экспертной комиссии ЦОК, согласно пп. «в» п. 3 требований к ЦОК, утвержденных Приказом № 759н, они должны иметь подтвержденную Советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.

Согласно Закону № 238-ФЗ и Приказу Минтруда РФ от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых ЦОК при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена. Разработку оценочных средств организует Совет.

Для информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций предусмотрено ведение Реестра сведений об оценке, в котором будут содержаться сведения о советах, ЦОК, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах. Сведения, содержащиеся в реестре, открыты для просмотра гражданами и организациями, за исключением персональных данных. Доступ граждан и организаций к Реестру сведений об оценке является бесплатным и обеспечивается Национальным агентством развития квалификаций с использованием Интернета.

Подводя итог сказанному Минтрудом, можно еще раз отметить, что независимая оценка – мероприятие добровольное. Пока никто не может заставить ни работодателей, ни работников ее проводить (проходить). А если даже ее и провели, то использовать результаты оценки в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности и его увольнения не получится.

Тем не менее, ставки на эту процедуру большие. Чиновники уверены, что прохождение оценки квалификации упростит процесс трудоустройства и что сами работники будут заинтересованы поддерживать высокий уровень своих знаний, умений и пр. на протяжении всей трудовой деятельности. И в первую очередь проводить независимую оценку начнут организации, в которых обязательны к применению профессиональные стандарты, и учреждения государственного сектора.

В переходный период, до 2019 года, скорее всего, еще будут вноситься изменения и дополнения в нормативную базу, утверждаться новые профстандарты и создаваться новые ЦОК, поскольку на сегодняшний момент их явно недостаточно.

профстандарты СРО оценщиков трудовой договор

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет - национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет";

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Понятия профессионального стандарта и квалификации работника определены в статье 195.1 части III Трудового кодекса. Так, первое — это комплекс профессиональных требований, предъявляемых к соискателю конкретной должности. Второе же — совокупность знаний и навыков, которыми обладает специалист.

Система независимой оценки квалификации пришла на смену процедуре аттестации сотрудников. Разговоры о переходе на НОК велись несколько лет параллельно с разработкой профстандартов для различных отраслей экономической деятельности. Особенность системы, как становится ясно из наименования, — в ее независимости. Работодатель передает полномочия по проведению оценки профессиональных качеств своего сотрудника стороннему лицу. Это выгодно также самому работнику, получившему возможность подтверждения собственных профессиональных знаний, навыков и качеств в общем порядке, независимо от начальства.

Основные положения 238 ФЗ

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» N 238-ФЗ был принят 3-го июля 2016 года, вступив в силу 01.01.2017. Закон лаконичен — его структура состоит всего из 12 статей.

Действие положений т.н. «закона о подтверждении квалификации» распространяется как на соискателей (кандидатов на вакантную должность), так и на действующих работников. Последние могут быть направлены работодателем в центр оценки для подтверждения своего профессионального уровня. Однако закон не применяется в отношении кандидатов на должности в государственных службах, действующих госслужащих и другие категории трудящихся, для которых российским трудовым законодательством предусмотрен иной порядок подтверждения профессиональных качеств.

Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №135

Согласно ст. 3, к числу участников системы независимой оценки квалификации относятся:

  • Национальный совет — консультативный орган, действующий при Президенте РФ, в ведении которого находятся вопросы развития уровня профессиональной подготовки кадров в нашей стране;
  • Национальное агентство развития квалификаций — независимая некоммерческая организация, в числе учредителей которой — всероссийские организации работодателей, объединения профсоюзов страны и собственно государство, от лица которого по поручению Правительства выступают Министерство труда и Министерство образования и науки РФ;
  • Советы по профессиональным квалификациям — органы, выполняющие функции по организации и контролю деятельности центров оценки в рамках определенного направления профессиональной деятельности;
  • В свою очередь, центры оценки квалификации — это юрлица, непосредственно осуществляющие деятельность по оценке профессиональных навыков, качеств и знаний путем проведения экзамена;
  • Работодатели и соискатели ;
  • Министерство труда РФ — в качестве органа исполнительной власти, осуществляющего функции по разработке и исполнению гос.политики и нормативно-правовому регулированию в сфере трудовой деятельности населения.

Независимая оценка — платная процедура, осуществляемая за счет оцениваемого лица либо работодателя, направившего его в центр. Проводится в формате экзамена по правилам, утвержденным российским правительством.

В течение месяца с момента прохождения экзамена, лицу должно быть выдано свидетельство о подтверждении уровня квалификации. Длительный срок обусловлен необходимостью обработки и признания результатов оценки советом по проф.квалификациям. После выдачи свидетельства, сведения о нем вносятся в единый профильный реестр.

Если результаты процедуры оценки и подтверждения профессиональных знаний оказались неудовлетворительными, лицу выдается заключение с рекомендациями о том, знания в какой области ему необходимо срочно «подтянуть». Заказчик, не согласный с решением центра, в течение месяца с момента информирования о результатах может направить апелляционную жалобу в спецкомиссию совета.

Статья 10 закона устанавливает, что процесс подтверждения квалификации должен быть максимально открыт на всех этапах. Реестр, который ведет НАРК, находится в свободном доступе в сети. Он включает:

  • Информацию о направлениях работы национального совета и агентства развития квалификаций;
  • Сведения о полномочиях и деятельности советов проф.квалификации;
  • О центрах оценки и профиле, по которому в них можно пройти НОК;
  • Контакты всех перечисленных служб;
  • Информацию о требованиях, предъявляемых к лицам, желающим пройти экзамен на подтверждение квалификации, включая перечень документов, указание срока действия свидетельств и др.;
  • Базу данных со всеми когда-либо выданными свидетельствами (персональные данные граждан не находятся в общем доступе.

Также закон обязывает участников системы создавать официальные страницы или сайты в интернете, информирующие об их деятельности.

Какие были внесены изменения?

ФЗ N 30 был принят российским законодателем относительно недавно — в июле 2016 года, в то время как в законную силу акт вступил только 1 января 2017. На сегодня документ существует в первоначальной редакции. Изменения в текст закона пока не вносились, поскольку достаточный объем практики применения положений закона в стране еще не наработан.

В связи с принятием закона 30-ФЗ, в день его опубликования был выпущен закон о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ.

В новой редакции была изложена статья 187 о гарантиях и компенсациях работникам, направляемым работодателем на проф. обучение, дополнительное профессиональное образование и на прохождение независимой оценки.

Так, если человек был направлен на подтверждение квалификации организацией или предприятием, день сдачей экзамена должен быть оплачен работодателем в соответствии со средним размером заработной платы для конкретной должности. Если для прохождения оценки работник был направлен в другой город, ему полагается выплата командировочных.

Также изменения были внесены в отдельные положения статьи 196 о правах и обязанностях работодателя по подготовке и дополнительному проф. образованию работников, по направлению на подтверждение квалификации и статьи 197 о возникающих в связи с этим правах работника.

Скачать закон о независимой оценке квалификации

Снижение качества профессионального образования в России, происходившее на протяжении нескольких последних десятилетий, привело к необходимости принятия закона об оценке квалификации и создания в стане системы проведения независимой экспертизы профессиональных навыков и знаний специалистов на предмет их соответствия требованиям занимаемой или вакантной должности.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О независимой оценке квалификации

Комментарий к Федеральному закону "О независимой оценке квалификации"

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Комментарий к статье 1

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет - национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Комментарий к статье 2

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

Комментарий к статье 3

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Комментарий к статье 4

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Комментарий к статье 5

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 6

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Комментарий к статье 7

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

С 1 января 2017 года действует Закон «О независимой оценке квалификации». О его содержании и предназначении важно знать кадровику, а также юристу, бухгалтеру и руководителям. Данный закон регламентирует процедуру независимой оценки работника или соискателя на занятие должности на предмет того, соответствует ли квалификация человека той работе, которую он делает или на занятие которой претендует. Важно понимать, что собой представляет эта новая процедура, кого и в каком случае на нее отправлять, обязательно это делать или нет и какие юридические последствия влечет прохождение данной независимой оценки для работодателя и работника. Ответы на эти вопросы в Актуальной теме.

Что собой представляет независимая оценка квалификации работников

Закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ регламентирует проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Что такое независимая оценка квалификации

Это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (в законе для них используется общий термин – «соискатель») профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

По чьей инициативе она проводится

Несколько вариантов (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ):

  • по инициативе соискателя за счет средств соискателя;
  • по направлению работодателя за счет средств работодателя;
  • по инициативе и за счет средств иных физических и юридических лиц;
  • в порядке, установленном трудовым законодательством.

Кто и в какой форме ее проводит

Ее проводят центры оценки квалификаций (юридические лица) в форме профессионального экзамена (п. 8 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Кто координирует деятельность центров

Структура органов, обеспечивающих и контролирующих деятельность центров, включает в себя:

  • Национальный совет по развитию квалификаций при Президенте РФ;
  • Национальное агентство развития квалификаций;
  • Советы по профессиональным квалификациям по определенным видам профессиональной деятельности;
  • Минтруд РФ.

Какой может быть результат экзамена

2 варианта:

  • успешно – тогда выдается свидетельство о квалификации. Оно вносится национальным агентством развития квалификаций в специальный реестр. Доступ к нему является открытым и бесплатным.
  • неуспешно – в этом случае выдается заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя.

Если соискатель не согласен с результатами, он вправе их обжаловать.

Есть ли случаи обязательного прохождения такой оценки

Нет, таких случаев ТК РФ и Законом № 238-ФЗ не предусмотрено. Процедура независимой оценки квалификации целиком добровольная и проводится только с согласия самого соискателя.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» . . Вступил в силу 01.01.2017

Примечание редакции:

в настоящее время в стране действует 11 центров оценки квалификаций, из которых 3 занимаются оценкой квалификации бухгалтеров. Планируется, что к концу 2017 года центров оценки квалификаций будет уже 30.

Кроме данного закона, выпущено уже более десятка нормативных документов, касающихся этой темы. Вся нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации, не сегодняшний день включает в себя следующие документы.

Таблица: «Нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации»

№ п/п

Федеральные законы

1

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

2

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

Указы Президента
3

Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»

Постановления Правительства
4

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

5

Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р (О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров)

Приказы Минтруда
6

Приказ Минтруда РФ от 15.11.2016 № 649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

7

Приказ Минтруда РФ от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

8

Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления»

9

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

10

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

11

Приказ Минтруда РФ от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

12

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

13

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

Схема: "Система независимой оценки квалификаций"

Правила проведения экзамена по независимой оценке квалификации

Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена следующие.

1. Оплатить экзамен.

Лицо, за счет средств которого проводится экзамен (соискатель, работодатель или иное лицо) оплачивает услуги по проведению экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг.

2. Подать документы.

В центр оценки квалификаций представляется на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя:

  • заявление о проведении экзамена. В нем нужно указать квалификацию, по которой соискатель хочет пройти экзамен и дать согласие на обработку персональных данных;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
  • иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

3. Согласовать время.

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с соискателем дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о том, как будет проходить экзамен. Если он проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает дату, место и время проведения с работодателем.

4. Пройти экзамен.

Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами (комплекс заданий и критериев оценки) для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

5. Получить документ.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки.

Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Центр оценки квалификаций в течение 7 календарных дней направляет протокол в совет по профессиональным квалификациям. Совет в течение 14 календарных дней принимает решение о выдаче соискателю (либо-либо):

  • свидетельства о квалификации (если экзамен сдан);
  • заключения о прохождении профессионального экзамена (если экзамен не сдан).

В обоих случаях сведения о результате экзамена направляются в «реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации».

Центр оценки квалификаций на основании решения совета выдает соискателю соответствующий документ. Крайний срок его выдачи – 30 календарных дней после завершения экзамена.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 22.11.2016

Утверждены:

  • образец заявления для проведения независимой оценки квалификации;
  • порядок его подачи.

Образец заявления для проведения независимой оценки квалификации

Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 21.11.2016 .

Образец свидетельства о квалификации

Утверждены:

  • форма бланка свидетельства о квалификации и приложение к нему;
  • технические требования к этому бланку;
  • Порядок заполнения бланка и выдачи его дубликата;
  • форма заключения о прохождении профессионального экзамена.

Форма бланка свидетельства о квалификации

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 10.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 30.12.2016 .

Оплату независимой оценки квалификации можно учесть в расходах при ОСН, УСН и ЕСХН

Установлен порядок налогообложения затрат на услуги по независимой оценки квалификации сотрудника.

Порядок зависит от того, кто оплачивает данные услуги: работодатель или работник.

Расходы несет работодатель

В таком случае стоимость услуг учитывается при расчете налога на прибыль, единого налога при УСН (ЕСХН) и не облагается НДФЛ.

Чтобы затраты участвовали в налогообложении, необходимо выполнить определенные условия:

  • заключить с центом независимой оценки договор на оказанием услуги по проведению независимой оценки;
  • работником должен проработать в компании по трудовому договору не менее 1 года;
  • документы по расходам на прохождение оценки необходимо хранить не менее 4-ех лет.

Расходы несет работник

Если независимую оценку квалификации оплачивает сам работник, то ему положен в уплаченной сумме (максимальный размер такого вычета составляет 120 тыс. рублей в год, с учетом вычетов на лечение, обучение и др.).

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2016 .

Примечание редакции:

что касается стоимости независимой оценки, то она варьируется в зависимости от квалификации, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Например, экзамен по квалификациям «Главный » и «Бухгалтер» в любом центре оценки составляет 19 тыс. рублей .

Когда независимая оценка квалификации может понадобиться работодателю и работнику

Независимая оценке квалификация – дело добровольное. Поэтому возникает логичный вопрос: кому и для чего она может понадобиться? В чем ее ценность? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения работника и работодателя, смоделировав различные ситуации.

Работодателю

В ходе независимой оценки квалификации человек оценивается на предмет того, соответствует ли он требованиям профстандарта. В связи с этим уместно вспомнить, что некоторые из профстандартов обязательны для применения некоторыми организациями. Например, профстандарт «бухгалтер» обязателен для главных бухгалтеров ПАО. Поэтому такое общество может взять человека на эту должность при условии, что он соответствует профстандарту. В противном случае компанию могут штрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Определить, соответствует претендент этому стандарту или нет, компания может и сама. Но может обратиться для этого в центр оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации претендента на должность. Тогда она будет точно уверена, что новый главбух нанят на законных основаниях. В данной ситуации, памятуя о штрафе, это важно.

Эти же мотивы могут двигать фирмой и при найме остальных сотрудников. С тем лишь отличием, что если компания решит не прибегать к независимой оценке и оценить кандидата самостоятельно, ответственность за принятие этого решения она будет нести самостоятельно, штрафовать ее за это никто не будет.

На вопрос же о том, можно ли использовать результаты независимой оценки квалификации в качестве повода для расставания с некомпетентным сотрудником, ответ отрицательный. Трудовой кодекс этого не предусматривает. Для данных целей в нем была и остается оговоренной иная процедура – аттестация (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), которую проводит аттестационная комиссия, создаваемая внутри компании. Поэтому негативные результаты независимой оценки квалификации (когда выдается «заключение», а не «свидетельство»), проведенной одним из центров оценки квалификации, поводом для увольнения быть не могут.

Работнику

Потенциальный работник

Он может быть заинтересован в независимой оценке квалификации, если хочет предупредить сомнения потенциального работодателя в своей способности выполнять определенную работу. Например, это может быть девушка, которая последние несколько лет не работала, поскольку сначала находилась в декретном отпуске, потом еще несколько пребывала в статусе домохозяйки, а затем решила снова устроиться на работу. В таком случае, невзирая на наличие у нее диплома об образовании и опыта работы, работодатели наверняка будут сомневаться в ее компетенции на сегодняшний день. Тогда полученное свидетельство о квалификации как раз может выручить.

Или другой пример – человек после учебы трудился только в качестве фрилансера, причем неофициально. И если уровень образования он еще может подтвердить документально, то в отношении имеющегося опыта с этим трудности. В таком случае свидетельство о квалификации также способно убедить представителей кадровой службы работодателя, что этот человек способен выполнять ту работу, на которую он претендует.

Действующий работник

Для настоящих сотрудников свидетельство о квалификации может помочь для продвижения в профессии и повышения шансов роста заработной платы. Возможно, свидетельство поможет получить допуск работодателя к определенным видам работ, конкурсам, участию в контрактах и т.д.

Кроме того, независимая оценка квалификации может потребоваться, в преддверии увольнения. Например, когда компания планирует расстаться с сотрудником в связи с сокращением штата или по причине его несоответствия занимаемой должности.

Что касается сокращения штата, то если компания прибегнет к этой процедуре, приоритетное право остаться на работе получат те, кто наиболее квалифицирован (ст. 179 ТК РФ). Вот здесь и может пригодиться свидетельство о квалификации. Правда, нужно понимать, что сама по себе эта бумага не даст никаких гарантий от увольнения. Организация вправе сама решать, кто из работников, по ее мнению, более квалифицирован. Ведь критериями квалификации работника являются уровень образования и опыт практической работы. Исходя из них, работодатель имеет право самостоятельно решать, кого оставить (Определение КС РФ от 18.12.2007 № 867-О-О). Тем не менее, свидетельство о квалификации может быть принято во внимание.

Что касается такого основания для увольнения, как несоответствие занимаемой должности, то, как уже было сказано выше, ТК РФ требует подтвердить недостаточную квалификацию работника результатами аттестации, а не независимой оценки квалификации. Это разные процедуры. Поэтому, имея на руках свидетельство о квалификации, на него можно ссылаться перед работодателем, но считать этот документ защитой от увольнения все же нельзя.

Статья Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера, «Время Юриста»
«Кому и когда может понадобиться независимая оценка квалификации»

Загрузка...
Top